ЕРЕВАН, 5 окт — Sputnik. Налоговый возврат по ипотечным кредитам в Ереване не выполняет той социальной роли, на которую был рассчитан. Об этом замминистра финансов Арман Погосян заявил в парламенте Армении, представляя проект изменений в Налоговом кодексе.
С 1 ноября 2014 года граждане, взявшие по ипотеке жилье на первичном рынке (квартиры в новостройках или новые частные дома), получают возврат налога на доход (аналог российского НДФЛ) в размере процентов по ипотеке. С 2018 года в Налоговом кодексе был установлен "потолок" на налоговый возврат (не более 1,5 млн драмов, или 3 тыс. долларов в месяц) и на стоимость квартиры (не более 55 млн драмов, то есть около 110 тыс. долларов).
Налоговый вычет с ипотеки на "первичку" будет постепенно отменяться с интервалом в полгода: с 1 июля 2022 года – в малом центре Еревана (1-я зона), с 1 января 2023-го – в расширенном центре (2-я зона), с 1 июля 2023-го – в прилегающих к центру районах (3-я зона), а с 1 января 2025-го – во всем Ереване. В областях этот режим будет сохранен.
При этом ипотека на квартиры в новостройках Еревана не будет распространяться на проекты, строительное разрешение на которые было (или будет) получено до 1 января 2022 года.
Выступая в парламенте, Погосян пояснил причины этого решения. По его словам, застройщики начинали проекты практически только в Ереване, по возможности – в центре, регионы полностью игнорировались. За время действия закона на Ереван пришлось 93% жилищного строительства, на регионы – всего 7%, и то в основном частные дома в курортных городах (Цахкадзоре и Дилижане).
Кроме того, за время действия закона на 3% пользователей с самыми высокими доходами пришлось 18% всей суммы возврата, то есть состоятельные граждане получают непропорционально много, что противоречит социальной политике государства, заметил замминистра.
С другой стороны, государство тратит на эту программу не так уж и мало: В первые годы к программе ежегодно присоединялись по 800-1000 человек, в 2017 году – уже две тысячи, а в 2018-20 годах – по пять и более тысяч ежегодно. Поэтому, если в год-два расходы государства составляли около миллиарда драмов в год, то в 2020-м – уже 13,3 млрд, а 2021 год, скорее всего, будет закрыт с показателем в 20 млрд драмов (чуть больше 40 млн долларов). Частично это происходит оттого, что заемщики не заинтересованы искать низкие проценты, а банки – снижать их. И те, и другие знают, что за все оплатит государство.
С другой стороны, не факт, что строительная отрасль (или ипотечное кредитование) в Армении развивалась исключительно за счет налогового вычета. За прошедшие 6 лет доля ипотечных кредитов с налоговым вычетом составила 41% по числу кредитов и 47% – по общей стоимости.
"Поэтому теперь мы хотим предложить адресные меры для социального жилищного строительства", – заявил Погосян.
Такие обсуждения ведутся с ассоциацией жилищного строительства республики.
Согласно этой схеме, для обновления жилищного фонда застройщикам хотят предложить сносить аварийные многоэтажки, строить на их месте новые, с большей этажностью, бесплатно расселять там прежних жильцов, а оставшиеся квартиры продавать.