Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Эрдоган пытается наверстать упущенное
С чем связаны угрозы высокопоставленных турецких чиновников в связи с ситуацией на сирийском плацдарме, понятно. Позиция Турции прочитывается, как говорится, "на раз". Обещание решить "курдскую проблему" в Сирии собственными силами, не считаясь с мнением России и Соединенных Штатов, говорит о том, что Анкара пытается спасти ситуацию. Турецкая дипломатия и вооруженные силы в какой-то момент упустили инициативу в северных районах Сирии и в Идлибе.
Сейчас налицо попытка наверстать упущенное. Но подобная версия, объясняющая позицию Анкары – это лишь поверхностный анализ очередной "карточной" партии, что разворачивается на сирийском ломберном столе. Интересный фактор – игра продолжается вот уже без малого десять лет, но финал пока так и не прочитывается.
Главные игроки - все те же, что и раньше. На ведущих позициях, конечно же, Россия со своими ВКС, которая поддерживает законное правительство многострадальной страны во главе с Башаром Асадом. Затем, конечно же, Соединенные Штаты, которые вроде бы уже решили уйти, однако в итоге никак не могут окончательно на это решиться. Что касается Турции, то она постепенно теряет инициативу, но становится от этого все более и более агрессивной.
В ряду игроков остается и Иран, действующий в своей традиционной манере - меньше говорить и больше делать; и Израиль, который старается обеспечить "по ту сторону" своей границы с Сирией мертвую зону. Можно также упомянуть арабские страны, Китай, время от времени предлагающий Сирии финансирование восстановительных работ; Ирак, также поневоле втянутый в сирийские разборки.
На самом деле следует понимать одно – сирийскую карту разыгрывают все, кому не лень. В той самой большой игре, что затеяна американцами на всем пространстве от Северной Африки (Ливия) до Центральной Азии (Афганистан). Самим Соединенным Штатам Сирия, вроде бы, уже и не нужна – в нынешней ситуации цепляться за нефтяное богатство будут, разве что, отдельные американские корпорации.
Ну те, которые по дешевке закупают у курдов сирийскую нефть. Ну и еще некоторые представители военно-промышленного комплекса, продающие тем же курдам за те же деньги вооружение и боеприпасы. Видимо, именно в этом - основная причина того, что американцы еще не полностью покинули территорию Сирии.
Стать наследником США в Сирии – это дорогого стоит
Что касается позиции Турции, то тут все гораздо сложнее. Анкара не просто пытается отжать себе сирийских территорий по максимуму, хотя от этого турки никогда не отказывались. Да и желание защитить свои южные границы от курдской угрозы, периодически озвучиваемое высокопоставленными турецкими чиновниками – откровенный блеф. Эрдоган открыто провоцирует очередную многоходовую партию с дальним прицелом.
Турецкий президент пытается стать наследником всего того, что оставляют Соединенные Штаты, перебрасывая весь свой дипломатически-военный потенциал в Индийско-Тихоокеанский регион. Туда, где вскоре ожидается большое противостояние с Китаем. А наследство, которое оставляет Вашингтон в Сирии, для самой Турции дорогого стоит.
И речь даже не столько о сирийских северных территориях по всему периметру границы, хотя и этого немало. И даже не столько об Идлибе, "курдской угрозе" и нефти, которой до сих пор весьма богата сирийская земля. Для самого Эрдогана на этом военно-геополитическом плацдарме речь идет в первую очередь об имидже. О том самом имидже, который он потеряет, если вдруг потеряет инициативу в Сирии.
Ведь если вдруг не будет здесь американцев, то между кем и кем будет лавировать турецкий лидер? Между чьими интересами, позициями каких сверхдержав будет маневрировать? Ведь не будет у него в руках главной козырной карты, с помощью которой Эрдоган все эти годы умудрялся удерживать инициативу. С помощью которой договаривался с теми же русскими и иранцами в рамках того же астанинского формата.
Потому и цепляется президент Турции за своего натовского союзника-суверена – США - которые позволяли ему действовать в излюбленной стратегии лавирования между Сциллой и Харибдой в сирийских разборках. Это в свою очередь позволяло ему откровенно "продавать" внутренней аудитории войну с "курдской угрозой", которую затеяла Анкара по всему периметру своих южных границ.
И сейчас, в преддверие очередной встречи с американским президентом Байденом, которую, вроде бы, планирует Эрдоган, он действует также активно. Хотя официальных заявлений о возможности подобной встречи из заокеанской президентской администрации пока не поступало. Зато администрация турецкого лидера прямо в цветах расписывает, как будут обсуждаться Ливия, Сирия, Южный Кавказ, Афганистан и проч. и проч.
Кидать и изменять? Привычка у обеих такая…
Более того, Байден даже продлил еще на один год санкции против Турции, заложенные еще во время его предшественника Трампа, из-за "неконструктивной позиции Анкары в Сирии". Понятно, что тогда американцы пытались прикрыть от ударов турецких войск, артиллерии и авиации своих союзников - местных сателлитов курдов. Сейчас же, накануне окончательного ухода из Сирии (наподобие того, как ушли из Афганистана), США делают последние приготовления.
Стараются взорвать ситуацию, оставить после себя выжженную землю, чтобы неповадно было – в истинных традициях американской внешней политики. И уж тем более не хотят оставить свое влияние и сторонников на сирийской территории в наследство Турции. Да оно и понятно – с Анкарой стараются ни о чем не договариваться, поскольку те все равно "кинут".
Как кидали и изменяли турки своим заокеанским натовским союзникам всегда - и не только в Сирии. Изменяли, почувствовав один лишь запах российского газа (Южный поток по Черному морю). Изменяли, когда заказывали российскую атомную станцию Аккую. Когда, будучи членом НАТО, купили зенитно-ракетные установки российского производства С-400. Ставили американцев в "неудобное положение" перед европейскими союзниками, когда затевали бучу с греками и французами в восточном Средиземноморье… Словом, есть у американцев за что не верить Эрдогану и не доверять ему статус наследника и хранителя американских интересов в Сирии. Но именно за это, собственно, и борется турецкий президент.
Эрдоган, конечно же, будет продолжать борьбу за этот статус, который даст ему серьезные дополнительные преференции в сирийской игре, в которой Анкаре еще предстоит схлестнуться с интересами Москвы и Тегерана. Сейчас (в который уже раз) Эрдоган грозится самостоятельно ударить по курдам. Он сделал разменной монетой свое членство в том же НАТО, обращаясь к американцам с просьбой продать еще истребителей (если не F-35 пятого поколения, то хотя бы F-16 штук сорок).
До этого уже грозился – если откажут – обратиться к России за Су-57. Словом, турецкий лидер активно готовится к торгу со своим американским коллегой. Думается, если в чем-то и уступит ему Байден, так лишь в одном – если Турция вновь, перед уходом США, взорвет ситуацию в Сирии, чтобы был хаос, как в Афганистане. Тогда и преференции какие-никакие будут. Какие? Покажет время.