ЕРЕВАН, 15 окт – Sputnik, Нелли Даниелян. В регионе Южного Кавказа сейчас формируется новая ось: Индия и Иран заинтересованы в вопросе выбора Армении в качестве маршрута в дорожных коридорах "Персидский залив–Черное море" и "Север–Юг". Такое мнение в беседе с Sputnik Армения высказала ирановед Жанна Варданян.
По ее словам, в случае присоединения к этим региональным проектам Армения получит намного более серьезную значимость и вес, как в экономической, так и в политической сферах.
"Сейчас территория Армении является альтернативой пути, проходящему через азербайджанскую территорию. Учитывая ситуацию и вызовы, возникшие после 44-дневной войны, а также роль Пакистана в этой войне, как иранская, так и индийская стороны заинтересованы в том, чтобы один из маршрутов коридора "Север–Юг", возможно, даже основной маршрут проходил через территорию Армении",- сказала эксперт.
Но как бы стороны, исходя из политических соображений, ни хотели, чтобы маршрут пролегал через Армению, наша страна с нынешним состоянием своих инфраструктур не может иметь серьезных амбиций.
"Мы сможем стать частью международного коридора "Север-Юг" и весомой страной только в том случае, если у нас будет южный участок автомагистрали "Север–Юг", то есть если будет построен "4-й транш". Без этого, и с учетом наших проблем на участке Горис-Капан, очень трудно претендовать на что-то другое",- сказала она.
Во время визита в Ереван министр иностранных дел Индии заявил, что предложил властям Армении использовать иранский порт Чабахар в качестве хаба для международного транспортного коридора.
Комментируя это предложение индийской стороны, Варданян отметила, что Чабахар имеет прямой выход к океану, что откроет новые возможности для Армении.
Но и тут не все так гладко, как хотелось бы. По словам эксперта, инфраструктуры в Чабахаре пока не развиты в необходимой мере. Из–за санкций США Индия еще не успела осуществить все обещанные инвестиции.
"Планировалось построить железную дорогу от Чабахара до Захедана, которая позволила бы подключить порт к общей железнодорожной сети Ирана. Индия пока не финансирует этот проект из-за американских санкций, и Иран начал строить его на собственные средства", - отметила Варданян.
Отметим, что Чабахар - крупнейший порт в Иране. Это стратегический пункт для транзита товаров из Азии в Европу. Порт имеет годовую погрузочно-разгрузочную мощность в объеме около 8,5 миллиона тонн․
Порт управляется за счет финансовых вложений Индии. Согласно контракту между Ираном и Индией, работа этого порта передана в аренду Индии сроком на 10 лет и позволяет осуществлять транзит товаров следующими способами: из Индии через Иран в Афганистан и страны Центральной Азии в обход Пакистана.
Между тем в ходе официальных встреч в Ереване прозвучали также довольно четкие заявления против Пакистана. Армянская сторона подтвердила поддержку Нью-Дели в вопросе Джамму и Кашмира. По мнению аналитика, Ереван в этом вопросе усилил свою позицию на фоне поддержки Пакистаном Азербайджана.
"Пакистан - одна из враждебно настроенных к нам стран, не меньше, чем Азербайджан и Турция. Как на уровне заявлений, так и в других форматах он постоянно поддерживает Азербайджан и у них тесные отношения с Турцией", - отметила Варданян.
Еще одним примечательным месседжем стал визит министра иностранных дел Индии в Мемориальный комплекс Цицернакаберд. До него посол в своем обращении по случаю 24 апреля использовал термин Геноцид армян.
"Это также свидетельствует о переменах в подходах индийской стороны и об усилиях по созданию противовеса тройке Пакистан–Турция–Азербайджан", - сказала он.
Напомним, глава МИД Индии находился с первым официальным визитом в Армении 12-13 октября. Помимо переговоров с министром иностранных дел Араратом Мирзояном, он встретился также с премьер--министром Армении Николом Пашиняном и спикером парламента Аленом Симоняном.