А люди верят, или Три сакральных места в Армении

"Места силы", намоленные места - так принято называть вековые святыни и самые разные необычные места, обладающие целебными свойствами или где по легендам исполняются заветные желания. Они есть в любой точке мира, у каждой страны и народа.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Мест силы великое множество и в Армении, и перечислить их всех сразу не представляется возможным. А потому мы выбрали три объекта поклонения, к которым не зарастает народная тропа.
Армянский “Стоунхендж”
В Сюникской области Армении находятся удивительные памятники, сохранившиеся еще со времен язычества, появившиеся до нашей эры. Один из них - мегалитический памятник “Зорац карер”, который находится в 3 км севернее города Сисиан. В народе сохранились и его древние названия- “Циц кар” (торчащие камни), Кошун-даш (тюр. войсковые камни). Комплекс представляет собой множество больших стоячих камней: более 200 базальтовых глыб высотой 1,5—2,8 м, весом до 10 т.
Караундж
В верхней части ряда камней есть просверленные отверстия: это дало некоторым ученым возможность предположить, что памятник имел астрономическое назначение и провести параллель со Стоунхенджем. Монумент образуют нескольких групп строений и отдельных камней: погребальный склеп с кромлехом, южный вход, северные “ворота”, ограда со стеной, подземелья. По народному поверью здесь был погребён военачальник, а под отдельно стоящими камнями - его воины, что и дало названием памятнику - "войсковые камни".
Но все не так просто: название "Зорац Карер" до сих пор вызывает споры, так как оно одновременно может означать разные понятия. Слово "Зор", "Зори" на армянском означает "сила". От него происходят и многие другие слова "зоравар"-военачальник, полководец; "зорк" - войско, "зорех" - сильный, мощный и т.д.
Получается, что древний мегалитический памятник в Сюнике мог быть и "камнями мощи" (поскольку они расположены в одной из самых мощных энергетических точек планеты и являются местом силы), и особым местом, где у камней приносили в жертву (некоторые специалисты считают, что слово "зорац" имеет семантическую связь с корнем "зох" - "жертва" в переводе с армянского).
Мегалитический комплекс Караундж находится на юге Армении, вблизи города Сисиан.
Споры ученых не утихают и относительно возраста "Зорац карер": его датируют от 5 тыс. до 1 тыс. до н. э, а также его назначении (воинское кладбище, загон для скота, самая древняя обсерватория в мире). Что бы то ни было, уникальность историко-культурного памятника "Зорац карер" никто из ученых не отрицает.
Этот археологический комплекс имеет статус историко-культурного заповедника и является особо охраняемым объектом. А у народа он считается местом с особой энергетикой, обладающим магической и космической силой.
Что интересно, в той же Сюникской области, в 1 км от города Гориса в направлении к селу Веришен у дороги имеется погребальный склеп с нагроможденной кучей камней, как и в "Зорац карер". Это место называется "Хач" (Крест) и считается священным. По традиции (в ночь на среду после Пасхи) сюда приходят больные или их родственники, зажигают свечи, смазывают землею из-под этих камней больные места (или берут с собою для больного).
Говорят, это место очень помогает людям, страдающим ревматизмом. Во время посещения этого места нужно соблюдать особый ритуал: приходя и уходя, надо сохранять полное молчание и не оглядываться. Тот, кто нарушит это требование, должен вернуться домой.
Родильный Пуп-камень
В Армении в древности весьма почитаемы были священные камни под названием “Портакар” (Пуп-камень), которые, по поверьям, излечивали женщин от бесплодия. Бесплодие было большим несчастьем для армянки и всей ее семьи, и долгожданную беременность старались приблизить самыми различными способами: заговорами, лечением у знахарок и т.д. А если не помогало и это, совершали паломничество к Пуп-камню.
Женщина, желающая забеременеть, лежа животом на портакаре, терлась о него пупком или вращалась на нем, а затем кружилась вокруг камня. Также у камня зажигали свечи и окуривали его благовониями.
Эти ритуальные камни символизировали мужское начало и соотносились с культом плодородия и деторождения. Если после совершения обряда рождался ребёнок, то на портакаре делалась отметина. По количеству таких "насечек" можно было судить о его мощи.
Соответственно, чем больше детей подарил "родильный камень", тем большей популярностью он пользовался среди населения. Женщины также втыкали в камень гвоздь, как бы оставляя в залог камню свое бесплодие..
Один из известных портакаров расположен в Сюникской области, в 12 км к юго-востоку от города Сисиан. Это памятник республиканского значения. Он представляет собой конический выступ, торчащий из гладкого, в несколько квадратных метров скального фрагмента на вершине пещеры. В народных поверьях на протяжении тысячелетий он считался центром мира и местом происхождения человечества. И по сей день он почитается в качестве символа воспроизводства, плодородия и оплодотворяющей силы.
Чудодейственная часовня Иоанна Крестителя
Возле села Артагюх (ранее- Калтахчи) Лорийской области Армении, на высоте 2157 метров, на горе "Святого" ( одной из вершин Памбакского хребта) находится часовня Сурб Ованнес-Калтахчи (Святого Иоанна Крестителя). Год от года легенды и истории о чудодейственной силе святого (исполненных желаниях, исцелившихся больных и забеременевших женщин), равно как и поток страждущих со всех концов страны только множатся.
Часовня Св. Ованнеса в Калтахчи (21 июня). Лори
Часовня была построена на месте захоронения частички мощей Иоанна Крестителя, которые были привезены сюда в 13 веке. Первоначальный, старинный облик часовни не сохранился. Она трижды была взорвана и сожжена в советские годы и трижды восстанавливалась усилиями жителей деревни. Последний раз ее вновь воздвигли в 1958 году.
Чтобы добраться до часовни, нужно подняться вверх около 3 км от подножия горы. Дорога, которая занимает 1-1,5 часа, камениста и трудна. Но на то и паломничество… Людей толкает вперед вера в чудо и святое заступничество.
Сюда приходят в одиночку, семьями, группами, с больными и нуждающимися в помощи близкими. На полпути к часовне начинают встречаться хачкары (армянские традиционные крест-камни): их здесь стали устанавливать с 2005 года (в качестве благодарности и символа исполненного желания). На данный момент их несколько сотен, что свидетельствует о том, что желания верующих сбываются.
Часовня Св. Ованнеса в Калтахчи (21 июня). Лори
Кстати, старожилы здешних мест утверждают, что хачкары здесь были и до первого взрыва церкви (ориентировочно в 30-х годах прошлого века). Их обломки еще можно встретить на территории святого места.
Сама часовня небольшая, белого цвета. В ней верующие молятся, зажигают свечи и 3 или 7 раз обходят святыню. Обратный путь преодолевается легко- где-то за полчаса. И как говорят верующие, дорога к Богу трудна, но когда с помощью веры ты ее преодолеваешь, на обратном пути тебя уже провожает сам святой.