Мир говорит о мире, а на ум приходит Армянское радио

Эксперты прогнозируют новую волну мирового экономического кризиса в ближайшие годы. В этих условиях резко повышается вероятность обострения ситуации в разных уголках света. На это уже указывают события, происходящие в Индо-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Что перед кризисом нередко делали государства еще в древние времена? Либо строили, либо готовились к войне. Что в этом плане изменилось за минувшие века? Практически, ничего. В период стагнации страны по-прежнему или продолжают строить (обеспечивая рабочих хотя бы минимальными пайками), или воюют (опять же ограничиваясь пайками, теперь уже для солдат).
С этой точки зрения нынешние события в мировой экономике не предвещают ничего хорошего. Одной из немногих сфер, которая еще как-то держалась, несмотря на "коронавирусный" прессинг, было строительство жилья. Но и тут появились глубокие трещины.
Аналитики в один голос предупреждают о глобальном кризисе в сфере жилищного строительства. Цены на квартиры неуклонно растут в большинстве стран мира, становясь все более недоступными для населения. Стоимость квадратного метра жилья в крупных городах взлетела настолько, что, кажется, будто дома строят не из бетона, а из золота. И если прежде вопрос продаж решался за счет ипотеки, то теперь и это слабо влияет на ситуацию. Люди закредитованы до такой степени, что вместе с ипотечным рынком растет и объем просроченных задолженностей. Мыльный пузырь разрастается до небывалых размеров, угрожая лопнуть в любой момент.
Наглядный пример надвигающегося кризиса – китайский рынок, где одна из крупнейших компаний-застройщиков Evergrande находится на грани дефолта. Эксперты трубят о том, что строительный рынок КНР в скором времени рухнет, потянув за собой другие отрасли экономики Поднебесной.
Подобная опасность существует не только в Китае. Уже сейчас и крупные бизнесмены, и эксперты призывают готовиться к новой волне экономического кризиса, которая захлестнет весь мир. Не случайно президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб продвигает концепцию о безусловном основном доходе (БОД) в качестве "заботы" о людях, вместе с тем, предупреждая, что в ближайшие годы населению придется резко сократить объемы потребления. Между тем, идея о БОД – не что-то новое, а как раз хорошо забытое старое.
В такой сложный период в разных регионах будут возникать новые "горячие точки" и вновь вспыхивать, казалось бы, затухшие очаги напряженности. Во времена экономического кризиса руководству любого государства необходимо демонстрировать населению внешнеполитические успехи. Лишь в этом случае народ способен молча терпеть лишения, иначе социальных бунтов не избежать.
Что происходит в Индо-Тихоокеанском регионе сейчас на фоне неблагоприятной ситуации в экономике КНР? Как видим, обостряется ситуация вокруг Тайваня, которому оказывают поддержку США. Власти Китая уже заявили, что стремятся к мирному воссоединению Тайваня с материковой частью страны. Но, вместе с тем, готовы принять любые меры для предотвращения отделения Тайваня.
Турция как "континентальная шпага" Британии, или Чем Париж может ответить Лондону
Собственно говоря, возвращение Тайваня стало задачей номер один для КНР после присоединения Гонконга и Макао. Однако думать, что Пекин на этом остановится, не приходится. Ведь есть еще такой лакомый кусок, как Сингапур. Недаром на государственном флаге КНР рядом с большой звездой располагаются четыре малые. Можно встретить разные трактовки этих символов. Так, согласно официальному объяснению, большая пятиконечная звезда – это Компартия, а четыре небольшие – общественные классы (рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия и армия).
Между тем, неофициальное объяснение куда интереснее: большая звезда символизирует Китай в целом, а четыре малые фигуры – это Манчжурия, Синьцзян, Тибет и Внутренняя Монголия. А если допустить, что это совершенно другие регионы? Скажем, Гонконг, Макао, Тайвань и Сингапур... В любом случае, расположение звезд на флаге указывает на государственное единство и сильную централизованную власть КНР. Несомненно, Поднебесная еще проявит свои амбиции на внешнем фронте.
А тут еще Япония не осталась безучастной к судьбе Тайваня, увязав эту проблему с вопросами своей безопасности. Еще в июле вице-премьер Японии Таро Асо заявил, что Токио вместе с Вашингтоном будет защищать Тайвань от возможного китайского вторжения. Объяснил он это тем, что Япония рассматривает подобную атаку как "экзистенциальную угрозу", которая чревата нападением на ее собственную территорию.
Несмотря на открытую и довольно активную прозападную позицию, Японию, тем не менее, не взяли в недавно созданный альянс Австралия-Великобритания-США (AUKUS), явно направленный против Китая.
Более того, в Японии вновь участились разговоры о Курилах. Новый премьер Фумио Кисида на дебатах в парламенте заявил, что суверенитет Токио распространяется, в том числе и на Южные Курилы. При этом он добавил, что правительство Японии "настроено на заключение мирного договора с Россией, разрешив проблему территориальной принадлежности". Все это указывает на то, что Японии все больше и больше хочется избавиться от ярлыка "побежденной страны".
Россия и Китай изменили Азию — и Америка начала ее терять
Ситуация накаляется не только в Индо-Тихоокеанском регионе, но и на Ближнем Востоке.
Здесь уже турецкому лидеру Реджепу Тайипу Эрдогану позарез нужны новые военные достижения, дабы угомонить население страны, недовольное ростом инфляции и продолжающимся падением турецкой лиры. Внутренние проблемы ведут к падению рейтинга правящей партии. И вот султан уже заявляет о "непримиримой борьбе" с курдскими вооруженными формированиями и "режимом Дамаска". Турецкие власти выражают готовность "своими силами" решить вопрос курдских отрядов на севере Сирии, при этом открыто обвиняя Россию и США в невыполнении своих обязательств. Судя по всему, Анкара начнет новую операцию против курдов в Сирии, но Идлиб туркам вряд ли удастся удержать.
Тем не менее, запал в Сирии постепенно затухнет, а вот в соседнем Ливане, похоже, все только начинается. В Стране Кедра заметны признаки надвигающейся гражданской войны между шиитами, суннитами, маронитами. Внешние игроки все те же, что и в Сирии: США, Россия, Франция, Иран, Турция. Ну и, конечно, Израиль. Куда ж без него-то?.. И если Иран, в случае конфликта, однозначно выступит за шиитов в лице движения "Хезболла", то Турция – за суннитов. Что касается Израиля, то он, понятное дело, выступит в коалиции против проиранских сил.
Несмотря на тревожные сигналы, поступающие из разных уголков света, политики не устают говорить о стабильности и мире. Только вот, слушая эти речи, вспоминается одна из шуток Армянского радио. У Армянского радио спрашивают: "Будет ли Третья мировая война?". Армянское радио отвечает: "Нет, войны не будет. Но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется!".
Угроза вооруженных столкновений двумя упомянутыми регионами не исчерпывается. Конфликты могут разгореться и в Латинской Америке (Куба и Венесуэла), и в Европе (Балканы и Греция), и в Африке (Ливия, страны Магриба и не только). Одним словом, в ближайшие годы нигде спокойно не будет, и в этих реалиях уповать на "мирную повестку" – опасное заблуждение.