На слушаниях в Гааге представитель истца, замминистра иностранных дел Азербайджана Эльнур Мамедов потребовал применить обеспечительные меры в отношении Армении с целью заставить Ереван "предоставить карты минных полей для содействия усилиям по разминированию". Заметят ли судьи, что истец целенаправленно политизирует серьезную гуманитарную проблему лишь с целью пропаганды, а вовсе не для ее скорейшего решения?
До того, как пожаловаться на армян в Гаагу, Баку пытался поднимать ту же тему на других международных площадках. Правительство Азербайджана дважды обращалось в Европейский суд по правам человека, обвиняя Ереван в отказе предоставить карты минных полей и требуя срочного применения промежуточных мер. Но Страсбургский суд решил, что нет оснований для удовлетворения этого требования, так как оно выходит за рамки условий, при которых регламент позволяет применять промежуточные меры. Судьбу повторной жалобы постигла та же участь. И вот теперь в Баку начали новую массированную пропагандистскую кампанию вокруг темы заминированных территорий.
Проблема действительно серьезная. Известно, что с момента подписания трехстороннего заявления по Карабаху и по сей день 167 граждан Азербайджана подорвались на минах. Из них 33 погибли. Стремление правительства Азербайджана поскорее расчистить районы Низменного Карабаха от мин выглядит вполне естественным. Но есть достаточно оснований утверждать, что в действительности властям Азербайджана нужны не сами карты минных полей, а возможность использования этой темы для политических спекуляций.
Следует отметить, что руководство Армении никогда не заявляло, что отказывается способствовать решению гуманитарных проблем, вызванных последствиями военных действий. Под этим нужно иметь в виду, в том числе, и вопрос разминирования. Но насколько уместно ждать односторонних шагов со стороны Армении, в условиях, когда Азербайджан не только продолжает незаконно удерживать у себя армянских военнопленных, но и захватывает новых заложников?
Как известно, в июне 2021-го года Армения предоставила Азербайджану часть имеющихся в ее распоряжении карт минных полей. Взамен на освобождение 15-и пленных Баку получил координаты 97-и тысяч противотанковых и противопехотных мин, установленных в Агдамском районе. Седьмого сентября бакинские СМИ преподнесли сообщение об "историческом событии" – "Агдам полностью очищен от мин!" Об этом говорилось в заявлении исполнительной власти Агдамского района. Но спустя несколько дней президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью турецкому телеканалу "Си-эн-эн тюрк" обвинил Армению в передаче недостоверных карт минных полей. Он заявил, что точность полученных карт, якобы, составляет всего 25 процентов. "Наше требование состоит в том, чтобы Армения предоставила нам точные карты. На этих картах должны быть указаны не заминированные территории, а точное расположение мин. У них есть такие карты",- сказал Алиев.
Ответ премьера Армении не заставил себя долго ждать."“По последним сплетням, мы, якобы, скрыли карты минных полей. Это полная чушь. Мы дали те карты, которые у нас есть. Других карт у нас просто нет", - заявил Никол Пашинян. В действительности вполне можно поверить в то, что предоставленные Азербайджану карты являются неполными и имеют существенную погрешность. Линия соприкосновения с обеих сторон минировалась почти 30 лет назад, когда системного подхода к процессу еще не было. Не факт, что координаты всех заложенных мин возможно было точно фиксировать. Кроме того, Генштаб может располагать не всеми имевшимися картами. Часть их могла храниться в приграничных воинских частях, которые находятся на территориях, перешедших под контроль Азербайджана. Так что Армения даже при самом большом желании не смогла бы в полной мере удовлетворить требование Азербайджана о предоставлении карт.
Впрочем, обязательств, касающихся предоставления карт минных полей Армения на себя никогда и не брала. В трехстороннем заявлении об этом нет ни слова. Зато в документе предельно отчетливо говорится о необходимости освобождения всех военнопленных. То есть требования трехстороннего соглашения не выполняет именно Азербайджан. На этом фоне претензии в адрес Еревана выглядят странно.
Но вернемся к теме неточности карт. Даже в ходе куда более "свежих" конфликтов карты минных полей очень часто чертились недостаточно профессионально и точно. Последний пример – восток Украины, где только со стороны непризнанных республик Луганска и Донецка на минах погибло 119 человек. Причем, зачастую военные подрываются там на своих же минах. Как говорится в пресс-релизе управления народной милиции ЛНР, проведенные проверки позволили установить "несоответствие карт минирования местности реальному расположению минных полей в зоне проведения так называемой операции объединенных сил". Если нет уверенности в точности координат, начерченных на востоке Украины всего 6 лет назад, то как можно смело полагаться на карты 30-летней давности, составленные в Карабахе?
Стоит заметить, что даже азербайджанские эксперты публично соглашаются с тем, что Армения не может располагать полным объемом нужных картографических материалов, необходимых для полноценного разминирования. Так, председатель Общественного объединения "Азербайджанская противоминная кампания" Хафиз Сафиханов недавно заявил, что "многие мины были установлены армянскими вооруженными формированиями еще до начала составления карт. А именно - в 1992-1994-м годах". Соответственно, "не все заложенные мины отражены на картах минных полей". Это объективная оценка специалиста противоречит заявлениям Ильхама Алиева. Фактически, невольно оппонируя своему президенту, Хафиз Сафиханов отмечает: "Азербайджан никак не связывает процесс разминирования с данными этих карт и не надеется на их точность. Азербайджан приступил к расчистке земель задолго до того, как получил карты минных полей".
В XXI веке есть вполне доступные технологии, которые позволяют эффективно решать проблему разминирования без каких бы то ни было карт. Содействие в этом Азербайджан получает от многих государств, помогающих как техникой, так и финансами. Известно, что Франция до конца года собирается выделить для разминирования в районах Низменного Карабаха 400 тысяч евро. Правительство Великобритании на те же цели выделило 500 тысяч фунтов стерлингов. Министр иностранных дел Словакии Иван Корчок в Баку подписал с коллегой Джейхуном Байрамовым соглашение о помощи в разминировании. Институт наследия Маршала предоставит азербайджанским саперам 50 специально обученных собак. Но больше всего помощи Азербайджан получает, конечно же, из Турции. Анкара направила в Баку не только своих лучших саперов, но и сотни систем для разминирования "Mематт" производства военно-промышленной корпорации Asfat.
По данным официальных азербайджанских источников, за последние месяцы сотрудники Агентства по разминированию и специалисты из Турции совместными усилиями обезвредили 13 тысяч гектаров, успешно утилизировав почти 20 тысяч мин и неразорвавшихся боеприпасов. То есть, значительная часть территорий, на которых могут быть мины, уже расчищена и безопасна. И касается это не только Агдамского района. В таком случае, зачем Азербайджан продолжает требовать предоставления каких-то карт, в точность которых сам же не верит?
Таким образом, становится очевидным, что бакинским правителям на самом деле нужны не сами карты минных полей, а возможность обвинять Армению в нежелании их предоставить. Грубо нарушая требования международных конвенций и условия трехстороннего соглашения, Азербайджан по сути пытается создать ложную повестку с целью оправдания своих действий. Пытаясь вынести на первый план проблему заминированных территорий, Баку стремится отвлечь внимание от главной проблемы, препятствующей реализации достигнутых договоренностей.