Параллельно переговорному процессу по восстановлению транспортных коммуникаций на Южном Кавказе, со стороны азербайджанских, а с недавних пор и турецких чиновников не прекращаются разговоры о так называемом "Зангезурском коридоре".
Азербайджан фактически настаивает на получении экстерриториального коридора через Сюникскую область Армении с целью установить сухопутную связь с Нахичеванской автономией. А на днях после открытия аэропорта в Варанде (Физули), президент Турции Реджеп Эрдоган вместе с азербайджанским коллегой заложили фундамент автомагистрали из Горадиза в Агбенд. Данный населенный пункт примыкает к границе Сюника. И в азербайджанских СМИ данное мероприятие было преподнесено как "закладка фундамента Зангезурского коридора".
Но судя по всему, реальность выглядит менее оптимистичной с точки зрения интересов Баку и Анкары. Дело в том, что в заявлении лидеров Армении, России и Азербайджана от 9 ноября 2020 года нет и слова о "Зангезурском коридоре". Последний, 9 пункт заявления гласит, что разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе.
"Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Пограничная управление ФСБ России будет нести ответственность за наблюдение и контроль за транспортным сообщением", - отмечается в заявлении.
Комментируя тему разблокировки, секретарь Совбеза Армении Армен Григорян на брифинге в правительстве 28 октября заявил, что "коридорная" логика отсутствует в обсуждениях трехсторонней рабочей группы на уровне вице-премьеров Армении, России и Азербайджана. По его словам, там очень четко зафиксировано, что все подлежащие разблокировке транспортные пути являются суверенными территориями государств, по которым они проходят.
Разблокировка коммуникаций не предполагает какого-то экстерриториального коридора, говорит и российский политолог Николай Силаев. В интервью Sputnik эксперт отметил, словосочетание "Зангезурский коридор" сочинили в Азербайджане, так как в трехстороннем заявлении нет ни слова "коридор", ни слова "Зангезур".
"Правда, в совместном заявлении не совсем понятно, какой статус будет у дороги через Сюник, будет ли он полностью под контролем Армении, и что именно там будут делать российские пограничники", - сказал он.
Что касается закладки дороги Горадиз-Агбенд, то ее все равно должны были построить, независимо от статуса дороги через Сюник.
Политолог Артур Атаев в свою очередь напоминает, что план "Зангезурского коридора" обсуждался с момента окончания первой войны вплоть до 2001 года. По его словам, второй президент Армении Роберт Кочарян фактически был согласен с этим вариантом, и если бы не позиция парламента Азербайджана, то формула "коридор и мир в обмен на Карабах" была бы реализована.
Кстати, сам Кочарян в сентябре прошлого года в одном из интервью рассказывал о переговорах с Гейдаром Алиевым в апреле 2001 года в Ки-Уэсте. Документ, подготовленный к подписанию в Ки-Уэсте, представлял собой отказ Азербайджана от Карабаха, отметил Кочарян. Карабах присоединялся к Армении. В ответ Армения давала Азербайджану право на суверенный путь в Нахичевань через Мегринский район. Но впоследствии азербайджанская сторона отвергла этот план.
По словам Атаева, сейчас же, с учетом прошлогоднего военного успеха в Нагорном Карабахе, Азербайджан, а вместе с ним и Турция рассчитывают на реализацию этой идеи. Причем, как считает эксперт, коридор нужен не только и не столько Азербайджану, сколько Турции.
"Это нужно Анкаре для расширения своего экономического пространства, расширения военно-политического пространства", - сказал российский эксперт агентству Sputnik.
Он при этом предполагает, что сначала турки и азербайджанцы могут попытаться открыть воздушный "коридор" по армянской территории. И участие Эрдогана в открытии Физулинского аэропорта вовсе не случайно. Что касается автомобильной дороги, то здесь вопрос во многом зависит от того, смогут ли Анкара и Баку надавить на Ереван до конца. По оценке Атаева, военная стадия карабахского конфликта переходит в экономическое противостояние, и Баку с Анкарой оказывают давление на Ереван.