ЕРЕВАН, 29 окт – Sputnik, Арам Гарегинян. Приложения для поддержания физической формы есть практически на всех телефонах. Но прибор, контактирующий с телом, может "понять" то, чего не поймет телефон в кармане, рассказывает Саркис Карапетян, со-основатель стартапа Embry.
Он и еще несколько программистов, врачей и инженеров создали стельки для обуви с датчиками физической активности. Проект был задуман еще три года назад, но из-за поиска финансирования, а затем из-за пандемии, к производству удалось приступить лишь в начале этого года. Пока продажи ведут с сайта - в основном клиентам в США, в меньших объемах – в Европу. Для первой партии выпустили пока не очень много (несколько сотен пар стелек), но теперь основатели компании ведут переговоры о поставках своих трекеров крупным производителям брендовой обуви за рубежом.
"Телефонные приложения тоже считают шаги, но мы, в отличие от них, можем определить, стоит человек или сидит, и можем это показать на экране телефона в конце дня. Теперь мы добавили еще одну функцию: в стельки мы вставили датчик вибрации, как на телефонах. Когда вы сидите слишком долго, вам в ногу начинает гудеть. Ощущения примерно такие, как если, например, в кровати или на диване телефон скатился вниз и гудит вам в ноги. Не больно, но встать заставит", - улыбается Саркис.
Остальной функционал у прибора примерно такой же, как у обычных телефонных приложений: можно ставить цели физической активности и следить за их выполнением. Каждый раз доставать стельки из обуви, разумеется, не придется: данные передаются на отдельное телефонное приложение.
Материалы и датчики для стелек компания заказывает из Китая, но дизайн, сборку, тестирование и софт начали делать в Армении. И здесь началась такая беготня, от которой зашкалит любая, даже умная армянская стелька.
Когда говорят, что производственные процессы в Армении дороже, чем в Китае, то забывают добавить, отчего так происходит. Да, материалы приходится заказывать из того же Китая, с этим ничего не поделать (по крайней мере, пока). Но есть внутренние вопросы, решить которые вполне возможно.
Когда компания завозит сенсоры, bluteooth-модули и другую электронику, а потом вывозит готовый товар, на таможне каждый раз требуют экспертизу и заключение соответствующих органов о том, что эта электроника не имеет военного назначения – хотя речь идет не о сверхновых разработках, а о таких, которые уже 20-30 лет как не представляют для госбезопасности никакого интереса. Например, высокоточные резисторы 30 лет назад действительно были товаром особого назначения, но теперь они есть в каждой стиральной машине.
Понятно, что в принципе проверки нужны, просто списки товаров особого назначения нужно обновлять, чтобы не проводить заведомо бесполезную работу и не усложнять жизнь и себе, и бизнесу, добавляет Саркис.
"Поэтому мы побывали в министерстве высокотехнологичной промышленности и предложили пополнить таможенные пункты специалистами, которые смогут отличить, какую электронику нужно отправлять на экспертизу, а какую нет. Идея была воспринята хорошо, остается, чтобы в министерстве хватило ресурсов для обсуждений с Комитетом госдоходов и создания такого института", – добавил Саркис.
По ходу дела он и другие производители разного типа "гаджетов" (которых в Армении уже несколько) выучили таможенные процедуры не хуже профессиональных брокеров.
Только лучше бы это время посвятить основной работе – так и производство останется в Армении, и налогов заплатят больше. Тем более если в стране открылось особое министерство по вопросам хайтека (высокотехнологичной промышленности), то кому, как не ему, решать такие вопросы.
Свою новую модель компания представила в рамках серии конференций и выставок DigiWeek ("цифровая неделя"), которую проводит в Ереване, Гюмри и Ванадзоре Союз предприятий высоких технологий Армении (UATE).