Скандальная история с побегом из турецкой тюрьмы видного стамбульского диссидента Севана Нишаняна сделала его известным на весь мир. Оппонирующий турецким властям общественный деятель получил убежище в Греции, будучи уверенным, что там он в полной безопасности. Но в начале недели стало известно, что Афины не пожелали портить и без того неважные отношения с Анкарой ради непокорного армянина. Неугодный Эрдогану активист был объявлен в Греции персоной нон грата. В сложившейся ситуации официальный Ереван не может оставаться безучастным, так как Нишанян уже несколько лет, как является гражданином Армении.
Выдающийся лингвист, известный историк, смелый правозащитник, востребованный публицист, талантливый архитектор, успешный бизнесмен, – все это о Севане Нишаняне. 66-летний уроженец стамбульского квартала Шишли окончил армянский лицей "Мхитарян". Философию изучал в Йельском университете, политологию – в Колумбийском. Таких интеллектуалов, как он, в Турции было не так много.
Нишанян имеет репутацию инакомыслящего, умеющего говорить правду в самых непростых ситуациях и по самым острым проблемам. Его смелость не нравилась в Турции очень многим. Особенно правителям. Ученого не раз арестовывали и заключали в тюрьму. Против него было возбуждено 17 уголовных дел, имеющих явно политический подтекст. Если суммировать все сроки, которые ему грозили, то он должен был отсидеть в тюрьме свыше 40 лет. В 2013 году суд запретил ему заниматься общественной деятельностью и лишил политических прав.
Европейские и международные правозащитные организации не раз признавали, что преследование Нишаняна – реакция спецслужб на публичные выступления, неугодные правительству. Его смелые публикации касались самых разных сфер общественной жизни. Он не раз писал разоблачительные статьи о так называемом "теневом государстве", жестко критиковал культ личности Ататюрка, открыто обвинял власти в подавлении прав национальных меньшинств.
Но больше всего правители злились, когда он затрагивал тему Геноцида армян. Сделанные им в прямом эфире комментарии на эту тему стали в свое время причиной того, что Национальный совет по делам телевидения и радио ввел санкции против телекомпании, транслировавшей передачу.
Нишанян вел серьезную просветительскую работу, направленную на восстановление исторического наследия армян, греков, ассирийцев – коренных народов востока Анатолии. Написанная им книга под названием "Страна, которая забыла свое название", посвящена проводимой в Турции целенаправленной политике ликвидации следов христианского присутствия. Созданный им интерактивный веб-сайт Index Anatolicus призван выявить и сохранить для истории названия армянских, греческих, ассирийских топонимов, отуреченных в течение последнего столетия.
Все это действовало на нервы турецким националистам, от которых Нишанян постоянно получал угрозы. Известно, что в рамках операции "Кувалда", предполагавшей совершение государственного переворота, планировалось убийство Нишаняна. Не было и недели, чтобы он не получал письма с обещанием "пристрелить его, как собаку, как это сделали с Грантом Динком".
Он всегда был в центре внимания не только националистов, но и правозащитников. В 2014-м Ассоциация по правам человека Турции за большой вклад в дело защиты гражданских прав наградила его премией "За свободу мысли".
В последний раз Нишанян был приговорен к лишению свободы в 2014-м. Суд назначил ему одиннадцать с половиной лет тюрьмы, объявив виновным в "незаконном строительстве". Этот процесс совершенно уникален, так как Нишанян – единственный в Турции человек, приговоренный к лишению свободы по обвинению в незаконном строительстве. Причем, речь идет о строительстве на территории земельного участка, являющегося частной собственностью самого Нишаняна.
В Стамбуле был создан Международный комитет под названием "Свободу Севану Нишаняну", в состав которого вошли известные в Турции и Европе правозащитники. В распространенном комитетом воззвании говорилось: "Севан Нишанян преследуется потому, что является армянином-просветителем, сопротивляющимся официальной политике страны. Он в заключении из-за своего армянского происхождения…".
Назначенный судом срок лишения свободы Нишанян отбывал в расположенной недалеко от Стамбула тюрьме открытого режима. Ему время от времени позволяли ненадолго покидать пределы тюрьмы для встреч с родственниками. 14 июля 2017 года он в очередной раз воспользовался своим правом на прогулку. Но обратно уже не вернулся. В тот же день на его странице в Facebook появилась запись следующего содержания: "Птичка упорхнула. Того же желаю оставшимся 80 миллионам заключенных".
Позднее в интервью диссидент рассказал, что он перешел границу и перебрался в Грецию. При этом беглец сознался в том, что пересечь границу ему помогли коррумпированные пограничники.
"Бежать из Турции совсем нетрудно. Достаточно заплатить за это определенную сумму денег", - сказал Нишанян.
Диссидент получил в Греции вид на жительство, женился на гражданке этой страны и обосновался в скромном домике в деревушке на острове Самос.
Нишанян, конечно же, не перестал выступать с резкой критикой в адрес турецких властей. Из Европы его голос стал звучать еще громче. Продолжал уделять внимание и Армянскому вопросу. В мае 2019-го Нишанян впервые в жизни посетил историческую родину и получил гражданство Армении.
Попытки турецких властей добиться выдачи беглого политзека к успеху не привели. У Афин ведь нет с Анкарой договора об экстрадиции. Да и отношения между двумя странами совсем не те, чтобы оказывать поддержку в поимке беглецов. Дерзкий армянин чувствовал себя в Греции вполне уверенно. Видимо, зря. Греческие дипломаты все-таки "прогнулись" под натиском турецких коллег. Или же просто пошли на сделку, добившись уступки Анкары в каком-то важном для Афин вопросе.
Спецслужбы воспользовались туристической поездкой четы Нишанянов по балканским странам. На обратном пути, в афинском аэропорту, Нишаняну объявили, что он объявлен в Греции нежелательной персоной и въезд в страну ему запрещен. Супруги были депортированы обратно в Сербию, откуда прилетели. О причинах подобного решения ни Нишаняну, ни его адвокату ничего не сообщили, сославшись на "государственную тайну".
Сам диссидент, на этот счет заявил: "Полагаю, мои еженедельные публикации все еще беспокоят руководителей Турецкой Республики, и они нашли способ передать свою озабоченность греческой стороне. Конечно же, давление со стороны турецкого правительства – это первое, что приходит на ум".
Теперь 66-летний политэмигрант в подвешенном состоянии, его статус не определен. Нишаняну негде жить. Ни Сербия, куда он был вынужден направиться из Афин, ни Албания, где он гостил прежде, не готовы предоставить ему политического убежища. А чтобы обратиться за статусом беженца в какой-либо стране Западной Европы, туда, как минимум, нужно добраться. Да и нет никаких гарантий того, что турецкие спецслужбы не задействуют испытанные в случае с Грецией способы давления, поселись он в Голландии, Дании или Норвегии. В безопасности стамбульский армянин не сможет себя чувствовать уже нигде, кроме исторической родины.
Обладатель армянского паспорта Нишанян имеет все основания рассчитывать на то, что страна, гражданином которой он является, заступится за него и обеспечит должное покровительство и кров. Где, как ни в Ереване, должен искать пристанище любой преследуемый армянин?