Международный комитет Красного Креста готов к процессу возвращения пленных, если стороны придут к согласию и обратятся в комитет. Об этом в эксклюзивном интервью Sputnik Армения сообщил вице-президент МККК Жиль Карбонье. Во время своего недавнего визита в Баку почти на всех встречах он затрагивал вопрос пропавших без вести во время войны в Карабахе.
— В Армении вы провели ряд встреч, в частности с министром иностранных дел и министром обороны. Как вы оцениваете обсуждения, можно ли говорить хотя бы о промежуточных результатах?
С министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном и с министром обороны Аршаком Карапетяном мы обсуждали вопрос гуманитарных потребностей пострадавших от недавней эскалации в Нагорном Карабахе лиц. Кроме того, обсуждалась готовность МККК в вопросе выяснения судеб пропавших без вести. Осуществляя нейтральную и гуманитарную деятельность в регионе в течение примерно трех десятилетий, можем подтвердить, что работа не заканчивается, даже когда прекращаются боевые действия. Люди по-прежнему нуждаются в поддержке, безопасности, защите и помощи. Нерешенные гуманитарные проблемы разрушают будущее, лишая людей возможности восстановить свои дома и общины. Гуманитарные проблемы, вызванные прошлогодней эскалацией, наложились на последствия 30-летнего конфликта, в условиях которого жили жители региона.
— Какими рычагами владеет МККК для реализации шагов по возвращению военнопленных, что является сегодня самой насущной для Армении проблемой?
Мандат МККК не предусматривает переговоров по освобождению задержанных лиц. Будучи нейтральной и беспристрастной гуманитарной организацией, мы готовы вернуть пленных, если стороны придут к соглашению и обратятся к нам. В этой связи мы постоянно напоминаем странам об их обязательствах, исходящих из Женевских конвенций.
— После 44-дневной войны в Нагорном Карабахе возник ряд гуманитарных проблем. Какова роль Красного Креста в решении этих вопросов?
С первых дней прошлогодней эскалации мы не щадили сил для поддержки гражданских жителей по преодолению сложившейся ситуации. Кроме того, мы помогаем также медицинским структурам в лечении раненых в ходе войны. В то же время мы внесли вклад в осуществляемые меры по предотвращению и смягчению распространения коронавирусной инфекции.
С ноября 2020 года, с момента подписания трехстороннего соглашения о прекращении огня, в качестве нейтрального посредника МККК в ежедневном режиме работает с российскими миротворцами в вопросе поиска и вывоза тел погибших. Кроме того, мы оказываем техническую и материальную помощь, помогаем в идентификации останков в процессе судмедэкспертизы.
Часто встречаемся с семьями пропавших без вести, для оказания помощи в выяснении судьбы и местонахождения их родственников. В конце 2020 года МККК значительно увеличил свой бюджет и человеческие ресурсы для надлежащего реагирования на гуманитарные потребности, возникшие в результате обострения конфликта. В первые 4 месяца 2021 года логика помощи исходила больше из ЧС: предоставили индивидуальные наборы продуктов питания и гигиены более чем 23 тысячам вынужденных переселенцев. Многие из них получили шерстяные одеяла, обогреватели и кухонные принадлежности: мы способствовали восстановлению нормальных условий жизни. Помогаем также улучшить качество услуг: например, проводим работы по ремонту местного центра физической реабилитации, улучшаем условия здания.
Кроме того, в двух больницах мы построили и сдали в эксплуатацию отделения реагирования при ЧС с предоставлением необходимого медоборудования. При нашей поддержке были отремонтированы 3 школы, десятки домов и крыш жилых домов, пострадавших в результате обострения. Наша команда также поддерживает людей в вопросе водоснабжения – помогает в работах по обеспечению питьевой водой.
Мы посещаем районы, где все еще остаются необезвреженные боеприпасы, знакомим местных жителей с правилами безопасности.
— Уполномоченные органы РА и правозащитные организации постоянно говорят о жестоком обращении и пытках в отношении армянских военнопленных и мирных жителей, удерживаемых в Азербайджане. Приводятся также фактические доказательства. Становятся ли эти сообщения предметом обсуждения в МККК?
Представители МККК регулярно навещают задержанных в результате конфликта лиц. Со всеми проводятся частные встречи, и в рамках визита предоставляется возможность обменяться семейными новостями. Как известно, во время подобных посещений МККК оценивает обращение с военнопленными, условия заключения, одновременно способствуя установлению контакта с семьями. Однако, согласно порядку, наблюдения и предложения, касающиеся посещений, передаются исключительно местным властям.
— Известно, что МККК многие годы проводит работу в связи с гуманитарными потребностями приграничного населения. Как оценивается ситуация в приграничных районах спустя год после конфликта, и есть ли какие-либо программы для Армении?
Да, мы работаем на территориях, прилегающих к армяно-азербайджанской границе, реагируя на различные потребности гражданского населения. После прошлогодней эскалации карабахского конфликта МККК расширил свое присутствие в Армении, открыв филиалы в Иджеване и Горисе. Мы обращаемся к разнообразным потребностям приграничных сообществ, включая экономическую безопасность, здоровье (включая психическое здоровье и психосоциологическую поддержку), пытаемся обеспечить доступ к жизненно важным ресурсам: одним из самых важных является образование.
Для более ясного представления о нашей работе отмечу, что больницам и медучреждениям приграничных сел были предоставлены медикаменты первой помощи, оборудования, в частности для лечения огнестрельных ранений, а также необходимые принадлежности для профилактики коронавирусной инфекции. В ряде школ отремонтированы санузлы, созданы комфортные зоны для перемещенных детей в 5 коллективных центрах, в 5 сельских школах Сюника и Тавуша.
Примечательно, что по многим программам МККК тесно сотрудничал с Обществом Красного Креста Армении: предоставлялась поддержка для предотвращения распространения коронавируса, и оказывалась помощь пострадавшим в результате последней эскалации.
— Какие обсуждения проводились в ходе вашего визита в Баку? По вашей оценке - готовы ли стороны конфликта к конструктивному обсуждению?
Хочу еще раз отметить, что Международный комитет Красного Креста, будучи исключительно гуманитарной и неполитической организацией, преследует цель защиты пострадавших от вооруженных конфликтов и других форм насилия, оказания необходимой поддержки. В этой связи мы работаем не только с пострадавшими, но и устанавливаем связь с представителями различных сфер для обсуждения вопросов, представляющих взаимную обеспокоенность, с целью улучшения ситуации на местах. С этой точки зрения все наши обсуждения с властями обеих сторон взаимосвязаны.
В Азербайджане у меня были официальные встречи с министром иностранных дел Джейхуном Байрамовым и председателем госкомиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан Али Нагиевым. Встречался также с президентом, персоналом и волонтерами азербайджанского Общества Красного Полумесяца, беседовал с членами семей пропавших без вести, посещал пострадавшие от конфликта общины.
Как во время встреч с уполномоченными органами, так с пострадавшими обсуждались гуманитарные последствия конфликта. Практически на всех встречах затрагивался вопрос пропавших без вести лиц. Мною была подтверждена готовность МККК и впредь прилагать последовательные усилия, помогая семьям в поисках ответов на вопросы касательно судеб пропавших без вести их родственников.