Спецслужбы, как известно, – "глаза и уши" государства. Любая война, любой конфликт – катализатор для усиления уже имеющихся и создания новых секретных структур. В одном только небольшом Израиле таких служб, как минимум, три: АМАН (военная разведка), "Моссад" (внешняя разведка), "Шабак" (контрразведка и борьба с терроризмом). Но даже у этих организаций, накопивших серьезнейший опыт, случаются проколы.
Буквально на днях в Турции разгорелся шпионский скандал. В Стамбуле поймали 15 возможных агентов службы внешней разведки Израиля "Моссад". Арестованные – арабы, граждане Палестины и Сирии, проживавшие в Турции. По версии турецких спецслужб, они передавали информацию и секретные документы о студентах, которые в будущем могли занять важные посты в сфере оборонной промышленности страны. По показаниям одного из арестованных, он полагал, что выполняет заказы европейских структур, озабоченных судьбой палестинцев и занимающихся незаконными поселениями на Западном берегу реки Иордан, и лишь позже заподозрил неладное. Но заказчик, которому передавались данные, заверил, что исследования проводятся исключительно для институтов ЕС.
Провал "Моссада" в данном случае, конечно, налицо. Турецкая контрразведка, безусловно, сработала успешно: операция по раскрытию шпионских ячеек длилась около года, а при арестах были задействованы около 200 сотрудников спецслужб. Тем не менее, нельзя не отдать должное и израильтянам: они вербуют своих же врагов-арабов через третьих лиц и используют их для нужд еврейского государства.
Как обстоят дела со сбором разведданных для нужд армянского государства? Подробной информацией мы, естественно, не располагаем, но первые лица Армении время от времени сами оглашают данные, дающие пищу для размышлений.
27 октября премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая в парламенте и говоря об информированности по поводу готовившейся операции в Нагорном Карабахе, заявил, что за два дня до начала 44-дневной войны был радиоперехват, который показался властям "достаточно достоверным".
Если это – правда (а в потоке противоречивой информации, которую выдает премьер, очень сложно различить, где достоверные данные, а где – нет), то надо признать, что подобные сведения мы получили очень поздно, учитывая, что Азербайджан с Турцией не один день готовились к масштабному наступлению.
Но даже этих двух дней должно было хватить для приведения Армии обороны Нагорного Карабаха и ВС Республики Армения в полную боевую готовность. Как должно было хватить и для оповещения гражданского населения о возможном нападении противника, артобстрелах и ударах с воздуха. По сути же, и мирные жители, и большинство военнослужащих в казармах воскресным утром 27 сентября 2020 года были застигнуты врасплох атакой ВС Азербайджана, которая, как оказывается, была не такой уж и внезапной. А здесь уже возникает вопрос об эффективности управления государством, умении принимать оперативные решения в чрезвычайных ситуациях.
Что же происходит с нашими секретными подразделениями? Вот уже несколько лет, как Служба национальной безопасности Армении подвергается довольно жесткой критике, поскольку даже неискушенного обывателя поражает "масштаб" работы, которую приходится проводить нашим "чекистам". Да, во время и после боевых действий в Нагорном Карабахе сообщалось о поимке нескольких шпионов-армян, работавших на Азербайджан. Однако эти дела тонут в объеме информации о раскрытии преступлений, связанных со взяточничеством и мошенничеством. Не мелковато ли для спецслужбы государства, у которого проблем с безопасностью пруд пруди?
Не секрет, что на подготовку профессионального разведчика уходят годы и тратятся серьезные финансы. Так на что мы тратим эти ценные ресурсы? На отлов взяточников?..
К счастью, до руководства Армении, наконец, дошло, что нельзя смешивать разведку и борьбу с коррупцией. В конце августа премьер-министр Армении анонсировал крупные реформы в структуре СНБ, пообещав, что служба будет заниматься контрразведкой – борьбой со шпионажем, госизменой. Кроме того, власти отдельно создадут службу внешней разведки. Пашинян заверил, что в результате структурных изменений СНБ будет усилена, ну а взяточниками займется Антикоррупционный комитет. Что из этого выйдет, поживем - увидим.
К тому же, правительство Армении недавно решило выделить из резервного фонда свыше 204 тысяч долларов на нужды СНБ. Решение частично засекречено, но один пункт известен: средства, в частности, пойдут на улучшение условий в здании СНБ.
Комфорт – дело, конечно, хорошее, никто с этим не спорит. Но, может, есть задачи поважнее? К примеру, подготовка профессиональных кадров или активная работа с диаспорой, которая может внести огромный вклад в дело получения необходимой нам информации. Хочется надеяться, что увеличение средств для СНБ на 20%, заложенное в проекте госбюджета на 2022 год, пойдут на эти цели.
Пока же мелкие склоки в политических кругах говорят о том, что как раз о безопасности государства мы беспокоимся меньше всего. Уже сколько времени депутаты все никак не могут создать комиссию по расследованию обстоятельств 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. Правящая сила и оппозиция только и делают, что обвиняют друг друга в торпедировании процесса.
Как не могут избрать зампреда постоянной парламентской комиссии по обороне и безопасности. Фракция "Айастан" в который уже раз (сами сбились со счета) выдвигает на этот пост депутата Артура Казиняна, а "Гражданский договор" в который уже раз отклоняет его кандидатуру (лучше бы такое упорство демонстрировали не в междоусобной схватке, а на переговорах с противником).
Также непонятно чем завершилась и инициатива действующего депутата, экс-министра обороны Сейрана Оганяна отправиться в Сюник и на месте разобраться, что произошло на позициях у горы Пела. Правда, депутат от фракции "Честь имею" Тигран Абрамян утверждает, что оппозиции закрыт допуск к передовой, поскольку "сверху" спущен приказ. Но хочется спросить: у нас такие необъятные просторы, что трудно добраться до Сюника и проверить, так ли это на самом деле? Что стоит оппозиции оперативно собрать делегацию и отправиться на границу? Если не пропустят, вот тогда и заявить публично, на конкретном примере, что власти не позволяют проводить парламентский контроль. Пока же все остается на уровне догадок и предположений.
Наивысшей точкой абсурда, который творится в сфере безопасности, стало заявление председателя парламентской комиссии по обороне и безопасности Андраника Кочаряна. На вопрос о выводе войск ВС Азербайджана с суверенной территории Республики Армения "слуга народа" ответил тоже вопросом: "Зачем торопитесь?".
"Не спешите! Спокойно! Здесь нужны ясность и терпение", – добавил он.
Мы не просто не торопимся никуда, мы бездействуем. Депутатская игра в "принципиальность" и неспешность в вопросах безопасности могут обернуться новыми потерями. И тогда, перефразируя классика (Юлиан Семенов, "Семнадцать мгновений весны"), мы можем однажды стать свидетелями разговора:
– Турок идет по коридору.
– По какому коридору?
– По НАШЕМУ коридору.