Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Реальная угроза, которую ощущают в США
Желание Соединенных Штатов максимально быстро перевести направление вектора глобального геополитического противостояния на карте мира настолько очевидно, что даже говорить об этом не приходится. Целый ряд экспертов-аналитиков и журналистов-международников уже согласны с тем, что главный вызов себе американцы видят не на Ближнем Востоке и даже не на востоке Европы, а именно в Азии. Главный соперник США уже отнюдь не Россия.
Главный противник Соединенных Штатов - Китай, и с этим поделать ничего не могут многочисленные союзники-сателлиты Соединенных Штатов как в Европе (особенно на востоке), так и на Ближнем Востоке. Причем угроза от Пекина в Вашингтоне ощущается настолько реальной, что американцы действительно способны сдать всех своих протеже в этих регионах.
Некрасивая история с заказом со стороны Австралии субмарин почти на 70 миллиардов долларов, на которые натурально "кинули" Францию США и Великобритания, уже показала, сколько копеек стоит "американский зонтик", защищающий европейских союзников от мнимой "российской угрозы". Оказалось, что угрозы, как таковой, не существует, а проблема даже не в деньгах, которые могли бы помочь президенту Макрону переизбраться на очередной срок.
Проблема заключается в угрозе, которую американцы ощущают в Азии и на Тихом океане со стороны Китая. Причем опасность настолько велика, что Вашингтон не доверяет даже Парижу, предпочитая в вопросах безопасности в этом регионе сотрудничать с англоязычными Лондоном и Канберрой. Обидно Франции? Конечно. Точно так же, как обидно всем остальным европейцам и странам Ближнего Востока.
При этом Госдеп демонстрирует чудеса изворотливости, стараясь сделать так, чтобы уход из этих регионов выглядел не совсем как бегство. С бегством в Вашингтоне нахлебались совсем недавно, когда не смогли правильно организовать свою (и своих союзников) эвакуацию из Афганистана. Повторного подобного падения имиджа Белый Дом может и не перенести. Ведь и так снижение рейтинга нынешнего президента США зашкаливает за все мыслимые параметры.
А еще в Вашингтоне очень серьезно работают над тем, чтобы влияние в оставляемых регионах не досталось бы в наследство тем странам, которые традиционно противостояли американцам. А ведь понятно, что свято место пусто не бывает, и что с уходом американцев на востоке Европы может усилиться Россия, а на Ближнем Востоке – не только она, но и Иран.
Вашингтон боится развязать руки Тегерану
С Россией Соединенным Штатам в любом случае придется столкнуться и в тех регионах, куда перебрасывается военный и дипломатический потенциал сверхдержавы, все еще претендующей на единоличное господство над планетой. Будь то Тихий океан, тот же Ближний Восток или Центральная Азия, где развернется судьбоносная борьба между Пекином и Вашингтоном, у Москвы и в этих регионах есть вполне ощутимые и серьезные интересы.
Причем интересы эти несут как социально-экономическую, так и чисто геополитическую направленность и окраску. Так что касательно Москвы и перспектив в Белом Доме и в Госдепе наличествуют особые разработки. Что же касается другого игрока, Ирана, которому так и не удалось сломать хребет посредством санкций, сейчас США оказались в откровенном тупике.
Уходить на другой геополитический плацдарм, где придется бороться с китайцами, американцам в любом случае придется. Ну, а если при этом еще и санкции с Ирана будут сняты (и США вернутся в рамки иранских "ядерных соглашений"), то это будет означать только одно – сдать большую часть Ближнего Востока иранцам на откуп. Возобновление действия СВПД в полном объеме означает, что, кроме всего прочего, будут сняты и те самые санкции.
И можно себе представить, как будут развязаны руки у Тегерана, скажем, в Ираке, в Сирии, в Йемене и даже в Ливии. Никакая Анкара тогда не сможет быть противовесом Тегерану, как этого хотели бы американцы. Иранская политика враз подомнет под себя целый регион. Особенно если будет действовать в единой связке с Россией, что отнюдь не исключено, скорее наоборот.
С другой стороны, с "ядерной" сделкой американцам необходимо что-то делать. Дальше медлить попросту нельзя, ведь время работает отнюдь не на пользу Соединенным Штатам. Если в иранских центрифугах уран будет и дальше продолжать обогащаться, то не исключены резкие телодвижения со стороны Израиля, которого совместно с Турцией и Саудовской Аравией в Вашингтоне прочат на роль своего наследника на Ближнем Востоке.
Если же у Тель-Авива сдадут нервы, то регион взорвется так, что мало не покажется никому. В том числе и американцам, которым придется на продолжительное время отвлечься от китайского плацдарма, что в сложившейся ситуации для Вашингтона попросту недопустимо по целому ряду причин. Вот и изворачиваются в Госдепе и в Белом Доме кто во что горазд.
Иранский тупик, в котором оказались американцы
Сам президент Соединенных Штатов Байден говорит о том, что сейчас не готов комментировать ситуацию, складывающуюся вокруг иранского "ядерного" соглашения СВПД. "Я не стану сейчас комментировать Иран. Всему свое время",- говорит Байден, объясняя свой отказ необходимостью заниматься внутренними инфраструктурными изменениями в стране.
Своему шефу вторит глава американского внешнеполитического ведомства Джейк Салливан, утверждающий, что они-то готовы в любую секунду сесть за стол переговоров. А вот Тегеран не готов: "Мы заявили, что вернемся к соглашению, если Иран будет готов вернуться к выполнению соглашения. Факт заключается в том, что Иран до сих пор не продемонстрировал желания вернуться к соблюдению СВПД".
Иран имеет конкретные обязательства, которые обязан выполнять, утверждает госсекретарь, объясняя причину того, почему венские переговоры были отложены в долгий ящик. Однако разговор высокопоставленного американского дипломата откровенно идет вразрез с обыкновенной логикой. Ведь именно США в одностороннем порядке вышли из СВПД еще при Трампе, и сейчас в Вашингтоне могут говорить об обязательствах Тегерана лишь тогда, когда американская сторона вернется в рамки соглашения. Ни минутой ранее.
На это все время напирает иранская сторона. И самое главное – американцы в ходе переговоров в Вене должны отказаться от каких-бы то ни было запросов вне рамки сделки, заключенной в 2015 году, из которых США вышли в одностороннем порядке. Как бы то ни было, как для Ирана, так и для США наступает критический момент противостояния в тематике "ядерной" договоренности. Тегеран уже множество раз повторял, что без гарантий о снятии санкций не может быть и разговоров о том, чтобы иранцы вернулись в рамки СВПД.
Американцы же понимают, что, сняв санкции и вернувшись в рамки "ядерной" договоренности по итогам переговоров в Вене, они развяжут Ирану руки именно тогда, когда сами вынуждены уходить из Ближнего Востока.
Более того, у Тегерана будут развязаны руки и в Центральной Азии, куда Вашингтон намылился перекинуть часть своего военного и дипломатического потенциала для борьбы с влиянием Пекина. Вот в такой вот тупик загнали сами себя США в преддверии запланированного резкого изменения вектора своей геополитики.