ЕРЕВАН, 11 ноя — Sputnik, Лаура Саркисян. Иран и Индия твердо намерены реализовать крупные транспортные проекты, связанные с Арменией. Ситуация на автотрассе Горис-Капан на их позицию не повлияет, так как в данном случае политическая мотивация превалирует над экономической, считают эксперты.
Ранее стало известно, что Азербайджан установил таможенные посты на автотрассе Горис-Капан. Но, судя по всему, армянские власти это обстоятельство нисколько не смущает. Более того, глава Совбеза Армен Григорян, комментируя вопрос, подчеркнул, что Сюникская область может стать важным узлом, связывающим порт Чабахар с Черным морем.
В конце сентября правительство утвердило план строительства южного участка в рамках реализации проекта "Север-Юг" - от Сисиана до границы с Ираном (инвестиционный проект на сумму в 1 миллиард долларов).
Иранист Жанна Варданян полагает, что Ирану и Индии армянский маршрут нужен, даже если с точки зрения логистики и инфраструктуры он, мягко говоря, плох.
Запуск транспортного коридора через Ереван позволит Ирану диверсифицировать поставки грузов в Россию и Европу. В настоящее время львиная доля товарооборота с Россией осуществляется через Азербайджан, а на Европу Иран выходит через Турцию.
Что касается Индии, то она получит возможность закрепить свои позиции в проекте транспортного коридора и получить через Армению короткий путь к портам Черноморского побережья и рынку ЕАЭС.
"Для Нью-Дели и Тегерана путь через Ереван, даже самый плохой, важен сугубо с политической точки зрения. В экономическом плане в нынешних реалиях он невыгоден", — сказала Варданян в беседе со Sputnik Армения.
По ее словам, путь через Армению может быть экономически выгоднен при условии, что будет достроена автомагистраль "Север-Юг" - то есть перевозчики будут обеспечены дорогой, отвечающей международным стандартам.
Варданян пояснила, что альтернативный трассе Горис-Капан путь из Капана в Татев также малоэффективен. Им могут воспользоваться только 6-10-колесные фуры, тогда как транспортные средства с прицепом там не проедут.
Более того, после первого же инцидента на трассе Горис-Капан (когда с иранских водителей Баку потребовал плату за проезд - ред.) Иран стал задумываться об увеличении поставок через Каспий. Для этого Тегеран планирует закупить специальные корабли для контейнерных перевозок.
В свою очередь глава Ассоциации транспортных экспедиторов Армении Егише Ованнисян в беседе со Sputnik Армения отметил, что страна должна воспользоваться транспортными проектами и предоставить тем самым альтернативу также Индии и Ирану.
"Индия заинтересована в запуске маршрутов через Армению. Ей также важна стабильная ситуация в нашей стране. Кроме того, в тот же Чабахар уже вложены сотни миллионов долларов, вложения продолжатся", — сказал Ованнисян.
Он также уверен, что Индия и Иран от своих планов по реализации транспортных проектов не откажутся, так как дорога через Армению даст им определенную свободу действий, поможет диверсифицировать поставки. Кроме того, армянский маршрут безопаснее.
Что касается альтернативной дороги из Капана в Татев, то Ованнисян уверен, что под необходимые стандарты ее "подгонят" уже в следующем году. По его словам, как только наладится транспортировка товаров, естественным образом повысится и качество автотрассы.
Трасса Горис – Капан при этом станет второстепенной дорогой, которая будет нужна для обслуживания близлежащих населенных пунктов.
Немного о Чабахаре
Индия впервые поделилась своими дорожными планами еще в марте 2021 года, подчеркнув, что собирается включить Армению в МТК "Север-Юг". Ключевым пунктом этого маршрута является Чабахар — один из 10 наиболее важных портов в мире.
Его значение резко возросло на фоне намерений США запустить новый транспортный коридор с участием Узбекистана, Афганистана и Пакистана в обход Индии и Ирана. В пакистанский порт Гвадар вкладывается и Китай, считая его промежуточным звеном между странами Восточной, Центральной Азии и Афганистаном.
Порт поможет Нью-Дели ослабить влияние Исламабада в этой зоне, позволит выйти на рынок Афганистана, а также перекроить транзитные пути МТК "Север-Юг" на выгодных для себя условиях.
В случае присоединения Армении к МТК "Север-Юг" грузы из Индии и даже Китая будут добираться в порт Чабахар, оттуда, по территории Ирана, в Армению (либо автомобильным путем, либо по ж/д), далее в Грузию, и уже на контейнерах - в российский порт Новороссийск или же греческие порты.