Последствия экономического спада и роста цен ощущаются не только в Армении, но и в других странах мира, включая несопоставимые с нами Соединенные Штаты.
Трудно поверить, но что есть, то есть: сегодня, чтобы купить в Америке машину, надо встать в очередь и ждать полтора-два года.
Нет, купить обычный "Шевроле" или "Форд" можно хоть сейчас, но если желаете, чтобы нужного окраса, да с предпочитаемыми "наворотами", то придется подождать. То же самое с "Теслой": встаньте в очередь и ждите!
Особенно странно наблюдать такое в штате Мичиган, знаменитом не только своими озерами, но и Детройтом – автомобильной столицей не только Америки, но, можно сказать, всего мира.
Между тем, Армения советских времен, с ее неутоленной жаждой "Жигули", "Москвичей", не говоря уже о "Волгах", вспомнилась не только по этой причине. Пошли в магазин покупать баранину на шашлык – не нашли. Пошли в другой – то же самое. Нашли только в третьем, но цена кусала даже состоятельных американцев. В чем дело?
А в том, что многие компании, от гиганта пищевой промышленности Unilever до производителя смазочных материалов, предупредили, что потребителей ждет дальнейшее повышение цен на товары повседневного спроса, поскольку фирмы борются с трудностями поставок. Сбой в этой цепочке легко образуется, да нелегко устраняется. Хотя и сегодня на американских фривеях от тяжеловесных фур тесно, но я внутрь не заглядывал и не могу знать, чего и сколько там лежит.
Производитель хорошо знакомого и в Армении мыла Dove в прошлом квартале поднял цены в среднем более чем на 4%, что стало самым серьезным подорожанием с 2012 года. Руководство Unilever также дало понять, что повышение цен продолжится и в следующем году. Аналогичные заявления прозвучали от Nestle, Procter & Gamble и Danone, чья продукция активно предлагается в супермаркетах (в том числе армянских) и пользуется большим спросом среди покупателей.
Таким образом, как бы ни хотелось возложить скачок цен в Армении на плечи правительства, приходится признавать, что наши страдания – лишь отражение объективной картины в экономике всего мира.
"Нас ожидает, по крайней мере, еще 12 месяцев инфляционного давления, – сказал генеральный директор Unilever Алан Джоуп в интервью Bloomberg Television. – Мы находимся в условиях инфляции, которая бывает раз в два десятилетия".
Компании сталкиваются с тяжелейшими проблемами, связанными с цепочками поставок, а также с ростом затрат на энергию, сырье, упаковку и доставку. Хотя большинство производителей потребительских товаров выразили уверенность в том, что им удастся ограничить долгосрочный удар по прибыльности, это означает, что они перекладывают свои проблемы на плечи потребителей, увеличивая нагрузку на карманы по мере приближения Рождества.
"Мы считаем, что цены останутся высокими до середины следующего года, прежде чем мы начнем видеть некоторое облегчение в цепочке поставок. Потребителям пока что придется с этим смириться", – объясняют руководители фирм и компаний.
В этом смысле повышение цен на продукты питания в Армении не должно никого удивлять, живем в одном мире со всеми.
В Америке грядет Рождество, у нас – Новый год. В этом году рождественское застолье может стать менее щедрым, цены на многие всенародно любимые блюда на праздничный стол взлетели, а индейка подорожала аж на 27%.
По данным Министерства сельского хозяйства США, трехфунтовый мешок картофеля стоит на 13% больше, чем в прошлом году. На Рождество в Америке он всего лишь гарнир к индейке. У нас сегодня часто как основное блюдо. Но если еще недавно его можно было купить за 150-200 драмов за килограмм, то нынче уже за 200-300. И это еще не вечер.
По официальной статистике, в январе-октябре этого года индекс потребительских цен, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос на 6,9%. Октябрь, по сравнению с октябрем 2020-го, обходится среднестатистическому гражданину дороже на 9,1%.
Подорожали товары первой необходимости. Так, в октябре прошлого года продукты питания и неалкогольные напитки, по сравнению с октябрем этого года, были дешевле на 16%, но ведь люди не только за столом сидят, они еще и ходят, а одежда и обувь взлетели на 11,7%. Не так, чтобы все ладно и с алкогольными напитками.
…Удрученные свалившимися на голову трудностями американцы вспоминают Рональда Рейгана, назвавшего 8 самых страшных слов на английском языке: "Я из правительства, и я здесь, чтобы помочь".
В лексически не менее богатом армянском языке подобных слов, кажется, не меньше.