Конституция должна стать народным "костюмом", чтобы никто его не надевал на себя - министр
Глава Минюста Армении Карен Адреасян в интервью Sputnik Армения представил ход конституционных изменений, рассказал о приоритетах новой Конституции и о подводных камнях действующего Основного закона.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЕРЕВАН, 13 ноя - Sputnik, Нелли Даниелян. Работы по конституционным реформам уже стартовали, однако общественность все еще не информирована ни о положениях, которые, вероятно, будут изменены, ни о выборе формы правления республики.
При этом в СМИ активно муссируется информация о том, что власти склоняются к варианту возвращения к президентской системе правления. И что сам президент Армении Армен Саркисян якобы выразил готовность подать в этом случае в отставку.
Sputnik Армения поинтересовался у министра юстиции Армении Карена Адреасяна - какая система правления лежит в основе обсуждений.
"Ну не Карен Андреасян же будет решать, быть ли стране президентской, полупрезидентской или парламентской. Даже правительство не имеет права принимать подобное решение. Как министр считаю своим долгом создать процесс, который будет отражать пожелания всех слоев общества по поводу Конституции: от элиты и до самого рядового гражданина", - говорит он.
Для этого Андреасян анонсировал создание Совета по конституционным реформам, в котором, по его словам, будут представлены важнейшие госструктуры, такие как омбудсмен, Высший судебный совет, парламент и правительство. В Совете будут представлены также оппозиционные парламентские фракции, внепарламентские силы, общественные и международные организации.
А чтобы формируемая структура была свободной в своих решениях и обсуждениях, министр юстиции решил воздерживаться от выражения какого-либо мнения относительно конституционных реформ.
"Там (в Совете конституционных реформ – ред.) я буду лишь одним из десятка голосов, и в рамках этого одного голоса выскажу свое мнение. Там же будет решено, по какой модели мы дальше пойдем", - сказал министр.
А уже сам проект Конституционных изменений будет писать группа из 5 специалистов, по итогам обсуждений и на основе полученных мнений. Таким образом, Андреасян воздержался от озвучивания своего мнения, пока совет не обсудит и не решит, что именно он заказывает вышеупомянутым пяти специалистам.
Тем не менее в ходе уже состоявшихся обсуждений министр заметил, что склонность к одной из систем управления немного выше. К какой именно - не уточняет.
Те, кто хочет президентской формы правления, считают, что парламентское правление не дает нашему населению и государству ощущения сильного лидерства, сильного управления, а так как мы живем в опасном регионе, то это нам необходимо. Но есть возражение, что "сильный" лидер не всегда значит "единоличный".
"Часто сила именно в гибкости, которую дает нам парламентская система и благодаря которой мы смогли пережить, возможно, один из самых тяжелых кризисов в нашей истории. Есть еще один аргумент, который на данный момент тревожит меня больше всего: готовы ли мы, как государство, вызывать резкое потрясение раз в 3 года, 5 лет или 10". Представьте, что раз в три года вы делаете не косметической ремонт в своем доме, а разбираете дом до основания и собираете заново. То есть каждое глобальное изменение Конституции – это огромное потрясение для государства, для экономики и для всего народа", - сказал Андреасян.
Но независимо от того, какую модель правления выберет Совет по конституционным реформам, министр юстиции считает важным, чтобы новая Конституция четко балансировала разные ветви власти.
"Останется ли система парламентской, или станет президентской, принцип разделения власти должен работать правильно, чтобы у нас не было сшитого на кого-то костюма. Вне зависимости от того, чей это костюм, это должен быть грамотно сшитым. Но что самое главное – это должен быть "костюм народа", чтобы никто не смог натянуть его на себя", - сказал Андреасян, добавив, что в действующей Конституции этот баланс нарушен.
Также в нынешней Конституции много подводных камней, много неотрегулированных и незавершенных моментов.
Министр напомнил, как эта незавершенность проявилась в конфликте между Генштабом ВС Армении и Минобороны страны, а также в ходе смены судей Конституционного суда, когда даже специалисты давали взаимоисключающие интерпретации положений Конституции.
"Это из-за того, что местами Конституция написана настолько плохо, что местами вызывает подобные противоречия. А почему? А потому что те, кто писал, привыкли, что всегда есть "Баграмян-26" (резиденция президента), и думали, что так будет всегда: можно пойти туда и спросить. А когда наступило время, что в стране перестал действовать "Баграмян-26", откуда кулаком решались вопросы в стране, тогда возникли проблемы", - сказал Андреасян.
И это не значит, что Конституцию писали плохие юристы, просто так диктовала тогдашняя атмосфера. И никому и в голову не приходило, что Генштаб может не согласиться с правительством, или что президент может не подписать решение правительства. Новая Конституция, по словам министра, должна быть написана с учетом этого опыта, то есть так, чтобы предусмотреть все ситуации.
Напомним, 5 ноября глава Минюста Армении Карен Андреасян
обсудил с депутатами, юристами, лидерами партий, представителями международных и общественных организаций направления организации процесса и формирования Совета конституционных реформ.