Российским миротворцам в Нагорном Карабахе удается сдерживать возобновление масштабных боевых действий с применением тяжёлых вооружений. Что же касается стрельбы на локальном уровне, то это проблема для любой миротворческой операции, урегулирование которой требует времени и много усилий.
Расположение на местности
В Нагорном Карабахе размещено 1960 российских военнослужащих и оборудовано 27 стационарных блок-постов. Ареал проведения миротворческой операции поделен на две зоны "Север" и "Юг".
Стороны конфликта договорились, что миротворцы встанут на транспортных артериях, по которым обоюдно осуществляется активное движение, в том числе военных колон. Блок-посты расположены также в местах, где линия разграничения проходит вблизи от населённых пунктов и там, где обеспечена глубокая видимость для наблюдения за активностью на позициях обеих сторон. Там, где дислоцированы стационарные блок-посты миротворцев, ни одного инцидента до сих пор не произошло. Однако, например, на высотах, где посты противников расположены "лицом к лицу", миротворцы стационарно не присутствуют.
По таким направлениям наблюдение за режимом прекращения огня осуществляется методом патрулирования на бронетехнике (БМП, БТР) или других транспортных спецсредствах ("Тигр", "Патриот"). Миротворцы ведут подвижный мониторинг с определённым временным интервалом. В случае необходимости интенсивность движения патрулей возрастает.
То есть, наивно полагать, что миротворцы стоят по всему периметру линии разграничения "плечом к плечу" и призваны пресекать любые попытки сознательного или несознательного применения оружия сторонами.
Эффективность деятельности
С армянской и азербайджанской стороны сейчас в Карабахе насчитывается около 200 боевых позиций. И именно там, где нет стационарных блок-постов миротворцев, происходят перестрелки. В ситуации, когда друг перед другом на небольшом расстоянии стоят вооруженные люди, крайне высока вероятность того, что кто-то может открыть огонь на поражение. Причины тому разные – шорох в ночи, страх, провокационные действия неприятеля, воздействие алкоголя и т.п.
Несмотря на своё небольшое количество, миротворцам за год удалось заметно ослабить напряженность и снизить конфликтный фон. Эту задачу удалось решить не за счет количества личного состава, а благодаря компетенциям командования. Российские военные достигли договорённости о зеркальном отводе армянских и азербайджанских сил вглубь территории с нескольких десятков позиций, соседствовавших со стационарными блок-постами миротворцев.
Фортификационные сооружения, на которых несли боевое дежурство большое количество вооружённых людей, были снесены и засыпаны. Тем самым, вероятность стычек и перестрелок с трагическим исходом на этих участках линии разграничения войск снизилась.
Трагические инциденты
Первым случаем гибели мирного жителя после подписания перемирия стал инцидент в Мартакерте, когда выстрелом азербайджанского снайпера был убит пожилой армянский тракторист во время сельхозработ.
А последний трагический инцидент произошел в окрестностях Шуши, когда при ремонте водопровода в результате выстрелов азербайджанского силовика один погиб и трое местных жителей-армян были ранены.
Бригада работала на этом участке не в первый раз. Их присутствие в нейтральной (серой) зоне было согласовано с азербайджанской стороной. Но в этот день в городе проходило мероприятие с участием высокопоставленных персон, которых сопровождала своя охрана. По словам одного из раненых строителей, огонь по ним открыл человек не в военной форме. Скорее всего, это был сотрудник службы безопасности, решивший действовать по-своему. Ответом стал инцидент, произошедший утром 13 ноября, когда житель Нагорного Карабаха бросил взрывное устройство у азербайджанского поста в Шуши. Он был задержан миротворцами и передан карабахским правоохранителям.
Миссию российских миротворцев осложняет тот факт, что Баку до сих пор не утвердил их мандат. В азербайджанских официальных сообщениях встречаются формулировки "временно размещенные российские миротворцы". Ведь присутствие миротворческого контингента – единственный сдерживающий фактор для Баку и Анкары.
Российские военные в своих действиях также ограничены международными нормативно-правовыми актами, регулирующими проведение подобных операций в зонах конфликта. Эти акты, например, серьезно ограничивают возможности миротворцев открывать огонь в тех или иных ситуациях. Многие инциденты приходится разруливать за счет быстрой и решительной реакции, опыта и личных качеств военнослужащих.
И в Карабахе, и на армяно-азербайджанской границе между противоборствующими сторонами действует негласное правило. Когда на чужих позициях наблюдается настораживающая активность, то сначала открывается предупреждающий огонь в воздух. Если же это не приводит к результату и, например, инженерные работы по укреплению позиций продолжаются, то тогда применяется снайперское оружие. Огонь ведётся по технике, чтобы вывести её из строя или заставить механизатора прекратить работу и спрятаться в укрытии. Это один из эффективных и бескровных способов пресечь возведение укреплений.