Состоявшийся на прошлой неделе в Стамбуле восьмой саммит глав тюркоязычных государств ознаменовал начало очередного этапа интеграции. В связи с новыми задачами международная организация "Тюркский совет" была переименована в "Организацию тюркских государств". В Баку этот факт связывают с итогами карабахской войны, полагая, что сейчас важнейшей из целей структуры станет обеспечение тюркскими странами единого коммуникационного пространства. Нетрудно догадаться, что речь идет о "прорыве Зангезурского коридора".
Переименование организации было не единственным важным решением, принятым на Стамбульском саммите. В итоговой Декларации есть несколько положений, имеющих к Армении непосредственное отношение. Прежде всего организация поздравила Азербайджан в связи с победой в 44-дневной войне в Нагорном Карабахе. Союзники Азербайджана заверили в своей готовности внести свой вклад в "восстановление и развитие освобожденных в результате войны территорий". В декларации приветствуется провозглашение города Шуши культурной столицей Азербайджана. Ну и, наконец, тюркоязычные партнеры выразили поддержку нормализации азербайджано-армянских отношений "на основе уважения суверенитета и территориальной целостности стран". Все эти положения трудно назвать политкорректными.
Стоит обратить внимание на несколько деталей, позволяющих судить о перспективах расширения Организации тюркских государств. Важно заметить, что Венгрия на саммите была представлена первым лицом страны, что свидетельствует о возможных планах Будапешта касательно полноценного членства в организации. (Сейчас Венгрия имеет статус государства-наблюдателя.) Премьер-министр Виктор Орбан в последние годы все активнее педалирует спорную гипотезу о тюркской идентичности своего народа. По его словам, венгры – никто иные, как пришедшие в Европу кипчакские тюрки, потомки гуннов Аттилы. В прошлом Орбан уже называл свою страну "турецкой землей". В Анкаре это его заявление оценили. Планируя очередность шагов, направленных на расширение культурной и геополитической экспансии в Европе, турецкие идеологи с каждым годом все смелее рассчитывают на венгров.
Другой потенциальный кандидат на членство в организации - Туркменистан. Когда в октябре 2009-го года подписывали так называемое "Нахичеванское соглашение", заложившее основу создания "Тюркского совета", Гурбангулы Бердымухамедов воздержался от участия в формируемом альянсе, сославшись на нейтральный статус своей страны. Но спустя годы он пересмотрел свое решение. На Стумбульском саммите было принято решение о "принятии Туркменистана в члены Организации тюркских государств в статусе наблюдателя". Для многих обозревателей это стало неожиданным. Туркменский политолог Сердар Айтаков отмечает, что Ашхабад в тюркском альянсе будет чувствовать себя не вполне уютно. "Туркменские власти с большой осторожностью вступают в Тюркский совет. Во-первых, им претит настойчивость Анкары и Баку в требовании категоричной и солидарной поддержки действий Азербайджана в карабахской войне. У Туркменистана исторически сложились теплые отношения с Арменией, которые Ашхабад не хочет разменивать в угоду азербайджанским и турецким властям", - отмечает Айтаков. Тем не менее, Стамбульскую декларацию Бердымухамедов подписал без каких бы то ни было оговорок. Таким образом, становится очевидным, что тюркский мир активно расширяется на только на запад с помощью Венгрии, но и на восток благодаря Туркменистану.
Отдельная тема – перспектива принятия в члены Организации тюркского сотрудничества самопровозглашенной и никем кроме Анкары непризнанной Турецкой республики Северного Кипра. Реджеп Таип Эрдоган не скрывает того, что хочет использовать организацию для "легитимизации" Северного Кипра и его вывода из политической изоляции. В своем выступлении на саммите Эрдоган заявил: "Мы искренне хотим в ближайшее время увидеть Турецкую республику Северного Кипра среди нас. Когда это случится, наша организация еще больше обогатится. Мы надеемся, что Тюркский совет внесет вклад в устранение блокады Республики Северного Кипра". Судя по всему уже на следующем саммите будет озвучена инициатива предоставления марионеточному режиму, правящему на оккупированной части Кипра, статуса наблюдателя в Организации тюркских государств. И выступит с этой инициативой, скорей всего, Ильхам Алиев. Все идет именно к этому.
Теперь поговорим о перспективе создания единого коммуникационного пространства тюрского мира. Азербайджанские средства массовой информации утверждают, что эта тема на саммите была едва ли не самой главной. Вот что об этом пишет издание “Нaqqin.az”: "Одна из центральных проблем трансрегиональной структуры - инфраструктурная разомкнутость в связи с карабахским конфликтом. И хотя в Армении это оценили как угрозу своему суверенитету, на самом деле речь идет об исправлении транспортно-инфраструктурной разомкнутости географического пространства тюркского мира. Вынужденное военное решение карабахского конфликта максимально приблизило к окончательному сращиванию этого разрыва в зангезурском коридоре…".
Турецкие и казахские источники тоже делятся сведениями о том, что на саммите действительно обсуждали перспективы проекта, который в Баку называют "Зангезурским коридором". Казахстанский информационно-аналитический портал "Орда" в своей публикации, посвященной саммиту, пишет: "С завершением обустройства Зангезурского коридора у тюрков появится прямой сухопутный маршрут для транзита грузов от Турции до Казахстана и далее в Китай. Для ускорения этого страны уже провели большую работу по гармонизации законодательств в области пограничного контроля, таможенных процедур и даже выпуска единых электронных тир-карнетов для грузовиков, а также единых электронных водительских прав...".
Таким образом, получается, что в Стамбуле лидеры семи государств за спиной официального Еревана обсуждали вопрос будущего территорий сувереной Армении. Выходит, член Евросоюза Венгрия, союзники Армении по ОДКБ и ЕАЭС Казахстан и Киргызстан позволили Турции и Азербайджану втянуть себя в дискуссию о том, как именно лучше использовать земли Сюникской области Армении. В какой мере это соответсвует нормам международного права и обязательствам, вытекающим из членства в международных организациях?