ЕРЕВАН, 20 ноя — Sputnik, Ашот Сафарян. Рынок электромобилей в Армении развивается достаточно стабильными темпами. Об этом свидетельствует как рост количества самих машин, так и расширение географии точек зарядки по всей республике.
Так, по положению на 1 октября 2021 года в Армении было порядка 1300 электрокаров. Речь не о гибридных двигателях, а о полноценных электромобилях. Для сравнения, еще в январе этого же года их было всего около 550 единиц.
Правительство активно поощряет развитие рынка, который уже два года (2020-21 гг. ) пользуется протекцией. Так, на заседании кабмина 18 ноября льгота для импорта электрокаров была продлена еще на 2 года - они освобождены от НДС сроком до 2023 года.
Кроме того, в марте 2020-го Евразийская экономическая комиссия освободила эти машины от таможенной пошлины до конца 2021 года. Со своей стороны мэрия Еревана освободила владельцев электромобилей от пошлин за парковку.
Даже сам премьер-министр Никол Пашинян, выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета, заявил о важности развития экологически чистого транспорта внутри ЕАЭС.
Все эти меры нацелены на максимальное сокращение доли автомобилей с ДВС. Тут свою роль играют как экологические, так и чисто финансово-экономические факторы.
Ставка на электромобиль
В условиях нынешнего скачка цен на бензин в Армении, электромобиль выглядит спасением. Приведем небольшую арифметику.
Электромобиль на 100 километров тратит примерно 15 киловатт-часов, это меньше 700 драмов. В городском цикле езда на бензиновом двигателе средней мощности (1,8-2 л) на такое же расстояние при сегодняшней стоимости бензина обойдется порядка 6 тысяч драмов (1 литр бензина марки Регуляр стоит 500-520 драмов). Разница просто колоссальная. Постепенно снижается и стоимость электрокаров. Безусловно, цены на новейшие модификации Tesla составляют несколько десятков тысяч долларов.
Однако со временем их цены падают, к тому же есть более доступные версии типа Chevrolet Volt или Nissan Leaf, которые стоят несколько тысяч долларов. При равных условиях, таких как оснащенность, комплектация, тип кузова, практически все электрические автомобили сопоставимы со своими бензиновыми "сородичами".
В беседе с корреспондентом Sputnik Армения Карен Дердзян - координатор проекта Plug.am, занимающегося внедрением и развитием сети электрических зарядных станций, отмечает, что еще некоторое время назад у людей были определенные "фобии" перед электрокарами. Эти страхи были связаны с ограниченностью числа зарядных станций в республике, а также с "презумпцией" дороговизны машин и обслуживания. Многие боялись и того, что автомобили очень скоро выйдут из строя, и ввиду новизны некому их будет чинить.
Однако отмечает, что эти опасения и стереотипы вместе с ростом числа машин постепенно сходят на нет.
"На данный момент активно создаются сервисные центры по обслуживанию электрокаров таких моделей как Tesla, Chevrolet Volt, Nissan Leaf. Обслуживание достаточно доступное, практически не отличается от сервисов обычных автомобилей аналогичного возраста. Так что с уверенностью можем утверждать, что вопрос специалистов решен", - говорит Дердзян.
Касаясь количества зарядных станций, Дердзян отмечает, что по всей Армении их теперь больше 50. Точки зарядки есть во всех областях, а в некоторых населенных пунктах их больше одного. По его сведениям, еще 20 станций сейчас на этапе строительства. Чтобы понять темпы роста, достаточно указать, что еще в начале 2019 года их по всей Армении насчитывалось всего 7.
2019 - 2021
7 станций - 50 станций
Таким образом езда на электрокарах за пределами Еревана перестала быть проблематичной. В рамках проекта Plug.am ранее было установлено 25 зарядных станций. Это был своего рода пилотный проект, нацеленный на то, что другие организации также проявят интерес к сфере. Так и произошло. Уже несколько компаний начали делать инвестиций в строительство новых станций.
Параллельно росту числа станций необходимо решить еще один вопрос, связанный с длительностью зарядки. Электричество – это не бензин, и за считанные секунды заправиться невозможно. Но технологии и здесь не стоят на месте. Наш собеседник отмечает, что техника зарядки имеет определенные стандарты. В Армении в основном установлены станции средней мощности. Полностью зарядить машину на этих станциях можно за 2-5 часов, в зависимости от типа автомобиля. Но есть и станции для более быстрой зарядки. Правда, их пока мало: две точки установлены в пределах Ереване и одна – на трассе Ереван-Севан. Они позволяют зарядить машину за полчаса-час.
Учитывая, что подавляющее большинство авто в Армении ездят на сжатом газе, а их заправка в зависимости от объема баллона также требует определенного времени, можно предположить, что время зарядки электрокаров такими темпами скоро сравняется с аналогичным процессом машин на газе.
В чем же минусы?
Тем не менее, определенные неудобства в эксплуатации подобных машин все же есть. В первую очередь это конечно проблема зарядки. В беседе с нами автовладелец Петрос, проездивший на электрокаре Nissan Leaf, говорит, что в пределах Еревана на одной зарядке эти машины (с относительном возрастом, не новые – ред.) проезжают порядка 100 километров. Дальше нужно зарядить аккумуляторы.
За пределами Еревана, где количество зарядных станций ограничено, ездить на таких электрокарах несколько неудобно. С этой точки зрения гибридные версии более предпочтительны.
"Если мы хотим электромобиль, который ездил бы на одной зарядке несколько сот километров, то нужно взять, например, новые модели Tesla. Но они значительно дороже", - говорит наш собеседник.
На фоне "электромобильного" бума Петрос опасается стагнации рынка, как это было в 2019-2020 гг. с импортированными из США автомобилями. Перспектива завези автомобиль по относительно низким ценам, без растаможки, и их последующая перепродажа привлекает многих в Армении. Но обратным эффектом может стать скопление этих машин и неизбежный обвал цен.
Количество электромобилей в мире, хоть и медленно, но растет. К 2040 году он может превысить 400 миллионов. И по оценкам многих аналитиков, что грядет новая эра, в которой этот альтернативный вид транспорта ознаменуют конец эпохи нефти. А учитывая цены на нефть - это может быть вполне реально.