Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Неизвестные совершили нападение на церковь Мат Мариам (Пресвятой Богоматери) в ассирийском селе Димитров в Армении. Как утверждает руководитель федерации ассирийских общин Армении "Хаядта" Ирина Саградова-Гаспарян, вокруг церкви по периметру вырыли ров, который залили бетоном, а из церкви убрали ассирийские артефакты.
Между тем, в суде общей юрисдикции Еревана еще не завершился процесс по иску ассирийской общины, которая требует вернуть церковь в свое распоряжение и признать ее наследием ассирийского народа (несколько лет назад ключи от церкви потребовали и получили у местных жителей священнослужители Армянской Апостольской церкви). При этом суд удовлетворил ходатайство общины о мере обеспечения иска, поэтому до окончания дела любые вмешательства, связанные с этим храмом, воспрещены (ААЦ подала ходатайство об отмене этой меры обеспечения).
Где находится Койласар?
Ответчики по иску – Первопрестольный святой Эчмиадзин и Госслужба охраны исторических памятников Армении – отмечают, что о сельской церкви имеется целый ряд упоминаний, начиная с середины XIX века. Там она отмечена как церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богоматери) села Койласар.
Ассирийская церковь Мат Мариам (Пресвятой Богоматери) в селе Димитров, Армения.
© Sputnik / Aram Gareginyan
Вопрос в том, что тогда (как и в последние годы в Армении), волости и единицы сельского самоуправления зачастую включали больше одного села, поэтому в Койласарское сельское общество были объединены несколько сел, а его центр находился в селе Чигдамлу (ныне Азатаван). Данные получены из "Указателя волостей (гмин), станов и городов Российской Империи", изданном в Петербурге в 1907 году.
Кроме того, в издании Академии наук АрмССР от 1948 года "Крестьянское движение в Армении в XIX веке" приводятся данные о том, что землевладельцы села Тоханшалу (ныне Масис) подают прошение старшине Койласарского сельского общества. Через него же решаются спорные вопросы землевладельцев села Верхний Койласар. Это еще одно доказательство, что в сельское общество Койласар входило несколько сел.
"Таким образом, если в источниках на армянском языке говорится о церкви Сурб Аствацацин в Койласаре, то речь не идет о нашем ассирийском селе Димитров", — сказала Sputnik Армения Ирина Саградова-Гаспарян.
Она приводит и другие источники. В Национальном архиве Армении хранится изображение печати армянской церкви Сурб Аствацацин из Койласара, которая по очертаниям совсем не похожа на Мат Мариам, а, скорее, на традиционную армянскую церковь (на печати изображен и купол такой формы, которой в ассирийских храмах не бывает). Стены этой церкви, купол которой был разрушен в советские годы, сейчас находятся в селе Масис - оно соседствует с Димитровым.
Наконец, как отмечает Саградова-Гаспарян, в энциклопедии Армянской ССР отдельно указываются села Верхний и Нижний Койласар (Гуйласар), причем нынешнее село Димитров указывается и как "Гуйласар Ассирийский".
Особенности церкви
Церковь Мат Мариам отличается от армянской и особенностями конструкции. Например, в армянских храмах купель для крещения располагается только на северной стороне храма, на что неоднократно указывали на судебных прениях священнослужители Армянской Апостольской церкви. Между тем, в церкви Мат Мариам есть две купели, на северной и южной стороне.
Также на официальном сайте Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении размещена статья "Сокровища Арцаха: Цицернаванк" (на армянском языке), где указаны специфические архитектурные отличия армянской церкви. Одно из них — это отсутствие окна за алтарем. Между тем, в церкви Мат Мариам окно есть.
Ассирийская церковь Мат Мариам (Пресвятой Богоматери) в селе Димитров, Армения.
© Sputnik / Aram Gareginyan
Вдобавок, на последнем заседании суда представители ААЦ заявили, что в ассирийских храмах есть иконостас, а в этой спорной церкви его нет. Между тем, в Ассирийской Апостольской церкви, основанной еще в I веке, иконостаса и не могло быть, поскольку он появился позднее, говорит Гаспарян.
"В Димитрове есть одна церковь с иконостасом, но православная, ее ассирийцы построили в 1840 году. А вот в других ассирийских храмах – и в Армении (в селах Верин Двин и Арзни), и на севере Ирака и Сирии – иконостаса нет. В этом Армянская и Ассирийская Апостольские церкви схожи – что неудивительно, так как в своих доктринах они называют друг друга "церкви-сестры"", — говорит Саградова-Гаспарян.
Что решит суд
На последнем заседании по делу суд объявил, что примет окончательное решение о принадлежности церкви 10 ноября, но Саградова-Гаспарян подала иск о возобновлении судебного дела, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами — нападением на спорную церковь.
"Естественно, что жители села подняли шум и обратились в полицию, сообщив о преступлении. Я направила письма на имя премьер-министра Никола Пашиняна, а также генерального прокурора Артура Давтяна", — заявила Саградова-Гаспарян.
По следам письма, в село прибыли оперативники из Арташатского отдела полиции и представитель отдела прокуратуры, которые составили акт обо всех совершенных разрушениях.
На просьбу Sputnik Армения высказаться о случившемся нападении на церковь, в пресс-канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина ответили: "Нам неизвестно, о каком "нападении со стороны неизвестных лиц" идет речь. Что касается аргументов федерации "Хаядта", то каждая сторона представила в суде свои аргументы, их обсуждает и учтет суд".
В полученном ответе ААЦ также указывается, что об указанной церкви есть данные в Национальном архиве Армении, которые не соответствуют аргументам представителей федерации "Хаядта".
В пресс-канцелярии подтвердили, что представители Эчмиадзина подали в суд ходатайство о снятии меры обеспечения в отношении храма, заявив, что это решение "необоснованно и неопределенно". Ранее свою позицию Эчмиадзин представлял здесь.