Почему запрос на рейсы по маршруту Ереван-Капан был отозван: эксперт назвал две проблемы

За всю историю независимой Армении ни одной власти не удалось решить вопрос малой авиации. До сих пор не было предпринято шагов по ее развитию.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 24 ноя — Sputnik. Инициатива компании "Новэйр" о запуске рейсов Ереван-Капан -Ереван изначально не могла быть реализована по ряду причин, основные из которых - проблема безопасности и рентабельность. Об этом в интервью Sputnik Армения заявил эксперт в области авиации Навик Хачатрян.
Может понадобиться "азербайджанское" пространство: бывший пилот о полетах из Капана
Новость о регулярных авиаперевозках Капан-Ереван распространилась 11 ноября. В решении, принятом тогда правительством Армении без обсуждения, отмечалось, что авиакомпания "Новэйр" представила в Комитет гражданской авиации запрос на осуществление рейсов с 20 января 2022 года. Спустя несколько дней в пресс-службе КГА Армении сообщили, что компания отозвала запрос на осуществление полетов по указанному маршруту.
Комментируя ситуацию, Хачатрян отметил, что ничего экстраординарного в отзыве заявки нет, и в авиации такое происходит довольно часто.
"Мне кажется, руководство авиакомпании глубже изучило рынок, тенденции, общественные настроения и поэтому отказалось от этой идеи", — пояснил Хачатрян.
Непосредственно саму инициативу, учитывая, что малая авиация в Армении никогда не была развита (речь о регулярных пассажирских перевозках, а не единичных вылетах на вертолетах - ред.), эксперт оценил положительно. Тем не менее, выполнять рейсы по указанному маршруту в нынешних реалиях невозможно, подчеркнул он.
Любая авиакомпания, работающая на внутреннем рынке, должна иметь на старте минимум два самолета, чтобы в случае технических неполадок с одним из бортов, другой мог его заменить.
Сам самолет должен быть малогабаритным, с пропеллером (до 20 мест на борту, - ред.). Капан расположен в горной местности, большие самолеты развивают скорость 800 километров в час, что создает проблемы при посадке: пилоту будет сложно сбавить скорость и приземлиться.
Регламентом четко установлено, что у летчика при выполнении рейса должны быть координаты запасного аэропорта на случай технической неисправности и ЧП. Ближайшим аэропортом может стать Степанакертский, однако здесь не все однозначно.
С другой стороны, даже если рейсы будет выполнять малогабаритный летательный аппарат, могут возникнуть ситуации, при которых возникнет необходимость уходить на второй или даже третий круг перед приземлением. В Капане же такой возможности нет: лайнер с пассажирами будет вынужден пересечь воздушное пространстве Азербайджана, что уже небезопасно.
"Кто бы решился на такое? Капанский аэропорт был предвыборным пузырем" - Ваге Акопян
Кроме того, возникает вопрос рентабельности таких полетов. Чтобы летать было выгодно, цена билета в один конец должна составлять порядка 50 долларов. При ценообразовании принимаются во внимание расходы на наземное обслуживание аэропортов Еревана и Капана, обслуживание пассажиров, топливо (в настоящее время цена топлива 1 тысяча долларов за 1 тонну, что достаточно дорого, - ред.) плюс 20% прибыли.
Хачатрян уверен, что летать в Капан, до которого на машине можно добраться за 5-6 часов, за 100 долларов никто не будет.
В советское время здесь были построены аэропорт и железная дорога. С начала 90-х годов аэропорт, как и город Капан, попал под артобстрелы азербайджанских сил. В 2017 году тут начали капитальный ремонт.
После войны в Карабахе 2020 года и отвода армянских войск азербайджанские военные расположились в нескольких десятках метрах от взлетно-посадочной полосы.