ЕРЕВАН, 24 ноя — Sputnik. Инициатива компании "Новэйр" о запуске рейсов Ереван-Капан -Ереван изначально не могла быть реализована по ряду причин, основные из которых - проблема безопасности и рентабельность. Об этом в интервью Sputnik Армения заявил эксперт в области авиации Навик Хачатрян.
Новость о регулярных авиаперевозках Капан-Ереван распространилась 11 ноября. В решении, принятом тогда правительством Армении без обсуждения, отмечалось, что авиакомпания "Новэйр" представила в Комитет гражданской авиации запрос на осуществление рейсов с 20 января 2022 года. Спустя несколько дней в пресс-службе КГА Армении сообщили, что компания отозвала запрос на осуществление полетов по указанному маршруту.
Комментируя ситуацию, Хачатрян отметил, что ничего экстраординарного в отзыве заявки нет, и в авиации такое происходит довольно часто.
"Мне кажется, руководство авиакомпании глубже изучило рынок, тенденции, общественные настроения и поэтому отказалось от этой идеи", — пояснил Хачатрян.
Непосредственно саму инициативу, учитывая, что малая авиация в Армении никогда не была развита (речь о регулярных пассажирских перевозках, а не единичных вылетах на вертолетах - ред.), эксперт оценил положительно. Тем не менее, выполнять рейсы по указанному маршруту в нынешних реалиях невозможно, подчеркнул он.
Любая авиакомпания, работающая на внутреннем рынке, должна иметь на старте минимум два самолета, чтобы в случае технических неполадок с одним из бортов, другой мог его заменить.
Сам самолет должен быть малогабаритным, с пропеллером (до 20 мест на борту, - ред.). Капан расположен в горной местности, большие самолеты развивают скорость 800 километров в час, что создает проблемы при посадке: пилоту будет сложно сбавить скорость и приземлиться.
Регламентом четко установлено, что у летчика при выполнении рейса должны быть координаты запасного аэропорта на случай технической неисправности и ЧП. Ближайшим аэропортом может стать Степанакертский, однако здесь не все однозначно.
С другой стороны, даже если рейсы будет выполнять малогабаритный летательный аппарат, могут возникнуть ситуации, при которых возникнет необходимость уходить на второй или даже третий круг перед приземлением. В Капане же такой возможности нет: лайнер с пассажирами будет вынужден пересечь воздушное пространстве Азербайджана, что уже небезопасно.
Кроме того, возникает вопрос рентабельности таких полетов. Чтобы летать было выгодно, цена билета в один конец должна составлять порядка 50 долларов. При ценообразовании принимаются во внимание расходы на наземное обслуживание аэропортов Еревана и Капана, обслуживание пассажиров, топливо (в настоящее время цена топлива 1 тысяча долларов за 1 тонну, что достаточно дорого, - ред.) плюс 20% прибыли.
Хачатрян уверен, что летать в Капан, до которого на машине можно добраться за 5-6 часов, за 100 долларов никто не будет.
В советское время здесь были построены аэропорт и железная дорога. С начала 90-х годов аэропорт, как и город Капан, попал под артобстрелы азербайджанских сил. В 2017 году тут начали капитальный ремонт.
После войны в Карабахе 2020 года и отвода армянских войск азербайджанские военные расположились в нескольких десятках метрах от взлетно-посадочной полосы.