Виктория Писаренко, для Sputnik Армения
Практика распродаж и безумных скидок в последнюю пятницу ноября в Армении появилась сравнительно недавно, но уже успела обрасти слухами и домыслами. Самый расхожий из них о том, что ритейлеры идут на разнообразные уловки, чтобы сначала завысить цены, а в день акции снова вернуть товарам обычную стоимость, выдав все это за беспрецедентную ярмарку скидок. Возможно ли такое в странах, где сезонные распродажи уже давно стали нормой жизни? Об этом модный обозреватель Sputnik Армения Виктория Писаренко побеседовала с Кристиной Вагнер – персональным стилистом и байером, долгие годы проживающей в Западной Европе.
— Как обычно воспринимается "черная пятница" европейцами?
— "Черная пятница", безусловно, день скидок, но не день "развода" покупателей, как это бытует в представлении наших сограждан на постсоветском пространстве. Разговоры о максимальных скидках, мягко говоря, преувеличены.
— В какой же ценовой категории выставляются товары на продажу?
— В странах Западной Европы средняя скидка в этот день составляет примерно 30 процентов. Бывает, что доходит до 50, но в "черную пятницу" ты не найдешь снижение стоимости на 70 процентов. Во Франции, например, такая цена почему-то особенно распространена на технику. А в Италии в этот день специальные акции проводятся на уровне 10 или 20 процентов. То есть, все это по-русски нельзя назвать "безумной распродажей".
— Насколько соответствуют действительности разговоры о манипуляциях с ценниками перед вlack friday ?
— Скажу со знанием дела, что бренды этим не занимаются. Для них это нерентабельно. Если они выставляют обычную цену 100 евро, то в "черную пятницу" товар будет стоить 70, ну или максимум 50 евро. Грешить могут маленькие магазинчики. Но и их логику можно понять.
— В каком смысле?
— Дело в том, что в Италии и во Франции коммерсанты на законодательном уровне имеют право проводить скидочные акции только два раза в год. Тут все очень серьезно. До официального начала скидок на витринах строжайшим образом нельзя вывешивать баннеры о распродажах. Магазины могут быть оштрафованы. А вот в разрешенные периоды можно взять товар по сумасшедшим скидкам, доходящим до 80 или 90 процентов. И эти периоды не совпадают с "черной пятницей".
Что значит "черная пятница"?
Изначально термин "чёрная пятница" зародился в американской Филадельфии и характеризовал автомобильные пробки после Дня благодарения. Но в настоящее время его используют в увязке с выражением in the black (положительный баланс), в противовес in the red (отрицательный баланс). Имеется в виду, что в день распродаж ритейлеры получат хороший доход. В США существует практика, когда многие жители в "чёрную пятницу" просят отгул у работодателей. Дело доходит до такой массовости, что местным властям приходится отказывать многим сотрудникам служб спасения, полисменам, медикам и т.д.
В свою очередь стилист из Франции Арпине Мовсисян в беседе со Sputniik Армения подчеркнула, что продажи, генерируемые "черной пятницей", постоянно растут. Мировые продажи в Black Friday 2020 года увеличились более чем вдвое (+ 168%) по сравнению с предыдущим годом. Хотя около половины французов согласны с тем, что Black Friday оказывает негативное влияние на окружающую среду. Green Friday, инициированная в 2017 году, направлена на то, чтобы поставить под сомнение Black Friday и повысить осведомленность о социальных и экологических проблемах.
Black Friday вряд ли когда-либо повлияют на новые коллекции. Пока это лучший способ сократить запасы продуктов, выпущенных более года назад, которые чаще заменяются более новыми.