ЕРЕВАН, 1 дек - Sputnik, Рубен Гюльмисарян. Степанакертский драматический театр им. Папазяна привез в Ереван, на сцену Театра юного зрителя, постановку пьесы "Лунное чудовище" американского драматурга Калиноски.
Мы не должны застывать в своем горе, говорит главный режиссер театра Ваан Хачатрян, не должны замыкаться в скорлупе слез и жалости к самому себе – будь это 24 апреля, день поминовения жертв Геноцида, или развязанная против нас война год назад. Если мы хотим иметь будущее, то должны найти в себе силы шагнуть в завтрашний день – в символический день 25 апреля.
Эта дата обязательно настанет, этот рассвет непременно случится, возвещая ослепительно яркий новый день жизнеутверждающей весны. И рассвет этот вовсе не означает забвения предыдущего дня – 24 апреля – мы будем его помнить, продолжим говорить и требовать, вот только выйдем из мира, ограниченного одним днем, пусть даже в нем, как нам кажется, потеряна вся наша вселенная.
Ричард Калиноски написал "Лунное чудовище" незатейливо и по всем канонам американской драматургии – без усложнений, понятно и с обязательным хеппи-эндом. То же, что пробирает до дрожи любого армянина и не оставляет равнодушным других – вот это уже от чудовищности самой темы и, конечно, влияния армянки – жены драматурга.
Постановка театра из Степанакерта мудро и бережно объединила незатейливость сюжета с душевными потрясениями персонажей, а стало быть, и зрителя, иногда утиравшего глаза платком. На сцене четверо, один из них — персонаж от автора (его играет Каджик Арутюнян), обращающийся к залу, мальчик Винсент (о нем речь впереди) в старости, оглядывающийся на прошедшую жизнь.
Итак, конец 1920-х в Америке, где-то в Милуоки, плюс - страшная предыстория армянского Геноцида с миллионами жертв. Всех домочадцев Арама Томасяна (актер Рудольф Айриян) и Седы (Мария Саркисян) вырезали на их глазах турки – рана в их сердцах осталась незаживающая.
Арам выписал Седу – в прямом смысле, по почте, увидев ее фото - в Америку из приюта где-то в Турции, женился на ней. У Арама есть старая семейная фотография с пустыми овалами вместо лиц. Отца и мать он заклеил изображениями своим и жены, и главное его стремление теперь – заклеить зияющие страшные пустоты фотографиями своих детей.
Декорации спектакля воссоздают провинциальную фотомастерскую тех годов, с камерой времен египетских фараонов – ну та, с такой резиновой клизмой, которую нужно было нажать, чтобы она сфотографировала – если кто помнит, конечно.
После перенесенных страданий, голода и болезней Седа бесплодна - это трагедия для нее, а для Арама еще больше. И тут появляется мальчишка — сирота-итальянец из приюта, которого Седа привела в дом, умыла и накормила. Обаятельный до невозможности мальчуган Арман Арутюнян в роли гавроша-Винсента появляется на сцене, и публику охватывает восторг: Арман, от горшка два вершка, играет, как заправский профессионал со стажем на сцене в четверть века. Винсент-Арман – этакий Гекльберри Финн – проходимец, конечно, маленький, но - чистой души и с бездной обаяния.
Так что, при всей своей зацикленности на отсутствии собственных детей Арам быстро проникается к нему отцовской любовью и Винсент становится наследником Томасянов. Ничего удивительного – и Арам, и Седа, и миллионы армянских мальчишек и девчонок сами остались сиротами, и эта сиротская мудрость проявляется в том, что для них нет чужих детей.
Седа преодолела собственные комплексы – свое погружение в безысходность, зашоренность нечеловеческим горем, и теперь пытается, чтобы и для Арама взошло солнце утра 25 апреля. На пару с Винсентом ей это удается – Арам меняет черную рубашку на белоснежную, и они фотографируются все втроем, крепкая армяно-итальянская семья.
Ереванская премьера степанакертского театра, безусловно, удалась, а долгие аплодисменты предназначались и режиссеру, и актерам. А самые громкие и искренние – чудесному, светлому Арману-Винсенту.
Еще два спектакля состоятся 1 и 2 декабря, тоже на сцене Театра юного зрителя в Ереване.