ЕРЕВАН, 8 дек — Sputnik. Летчик-испытатель, вертолетчик, заслуженный пилот России Вадим Базыкин в интервью телеканалу "Звезда", назвал Героя Советского Союза Гургена Карапетяна, накануне ушедшего из жизни, человеком-поэзией.
Летчик-испытатель вертолетов "Ми" Герой СССР Гурген Карапетян
Ранее пресс-служба холдинга "Вертолеты России" сообщила, что Карапетян умер в возрасте 84 лет. В последние годы Карапетян занимал должность советника генерального директора по безопасности полетов.
"Вы знаете, это был человек-поэзия, и даже, мне кажется, более. Есть люди-проза, люди-поэзия, а бывает человек гимна. Он всегда оставался человеком. Другое дело, что это пассионарии, очень часто их жизнь убивает и клюет", – сказал Базыкин.
Он назвал Карапетяна замечательнейшим человеком и признался, что был огорчен, когда узнал о том, что летчик-испытатель скончался.
"Для меня это печаль. Я верующий человек, понимаю, что, как у Пушкина, она должна быть светла, эта печаль. Но это печаль. Я не представляю, как буду стоять возле могилы", – добавил Базыкин.
В свою очередь заслуженный летчик-испытатель 1-го класса, Герой России Александр Климов отметил, что летчик-испытатель КБ имени М.Л. Миля, Герой Советского Союза Гурген Карапетян оставил после себя целую школу пилотирования, его подходы к летно-испытательным работам актуальны и сейчас.
По его словам, эта школа пилотирования идет еще со времен Михаила Миля (легендарный авиаконструктор, его имя носит вертолетный завод – ред.).
"Мы приняли эту эстафету и сейчас относимся точно так же к летным испытаниям, к совершенствованию своего летного мастерства. Гурген Рубенович – это человек-легенда", – сказал Климов.
Он также напомнил, что Карапетян участвовал в ликвидации последствий аварии в Чернобыле на вертолете Ми-26. В частности, он разработал операцию по установке купола на Чернобыльской АЭС.
"В то время ему пришлось максимум мастерства своего прикладывать, чтобы выполнить эту задачу", – отметил Климов.
Он напомнил, что тогда не было никакой автоматики, и Карапетян все задачи выполнял в ручном режиме. По словам Климова, до последних дней своей жизни Карапетян занимался летными испытаниями вертолетов, в августе и октябре 2021 года активно участвовал в сертификационных испытаниях вертолета Ка-62.
"Вся жизнь Гургена Рубеновича была посвящена служению Родине и авиации. Его мужество, героизм и преданность своему делу всегда будут служить примером для всего коллектива холдинга "Вертолеты России", а добрая, светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах", – говорится в заявлении генерального директора холдинга "Вертолеты России" Николая Колесова.
Гурген Карапетян родился 9 декабря 1936 года в Свердловске (Екатеринбург). В 1961 году окончил Московский авиационный институт (МАИ). Одновременно с обучением занимался планерным и вертолетным спортом в аэроклубе МАИ.
В начале 1960-х годов приступил к работе, когда под руководством Михаила Миля уже создавались машины, ставшие известными на весь мир.
Карапетян освоил 39 типов вертолетов, планеров и самолетов, а с учетом модификаций – более 100. Провел в воздухе более 5,5 тыс. часов, установил 10 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъемности на вертолетах.
До своего 85-летия Гурген Рубенович не дожил два дня.