Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
"Черновики" в Вене нужно переписать набело
Девятого января в Вене начинается очередной раунд переговоров по иранской "ядерной" сделке. Предполагается, что ее результатом должно стать возвращение двух сторон - Ирана и США - строго в рамки соглашения, от которого в одностороннем порядке американцы вышли при Трампе. Однако по итогам первого же раунда седьмого этапа венских переговоров у специалистов возникли серьезные опасения касательно того, что стороны смогут хоть о чем то договориться.
Есть тому, понятное дело, несколько причин. Самая главная - различие в подходах к возвращению в рамки СВПД у Тегерана и Вашингтона. Обусловлены эти различия в первую очередь тем обстоятельством, что за венский стол переговоров садится другая команда переговорщиков из Ирана.
И если учесть, что из СВПД в одностороннем порядке выходил несколько эксцентричный Трамп, а сейчас вернуться пытается Байден, то сейчас еще следует учитывать, что в Вене за стол переговоров вместо Рухани садится гораздо более жесткая администрация консерваторов под руководством Раиси.
А еще именно сейчас выясняется, что первые шесть этапов переговоров в Венском формате были всего лишь "черновиком", как сказал нынешний замминистра иранского внешнеполитического ведомства Али Багери Кани. При этом иранская сторона, по его утверждению, настроена не слишком оптимистично и особо не доверяет американским дипломатам. Получается, что команда Рухани в Вене соглашалась на какие-то вещи, которые неприемлемы для нынешнего руководства Ирана.
И при таких условиях надеяться на быстрый и в то же время положительный результат в столице Австрии особо не приходится. Тем более если учесть наличие еще одного "игрока" - Израиля, который буквально из кожи лезет вон, чтобы добиться провала переговоров. Чтобы даже долгое сиденье переговорщиков на венских (в буквальном смысле этого слова) стульях в итоге оказалось безрезультативным.
Почему-то подобный подход Тель-Авива никого не удивляет, хотя на первый, неискушенный взгляд, именно израильтянам как воздух нужно, чтобы Тегеран отключил свои центрифуги, которые все это время продолжают обогащать уран. Однако искушенные эксперты понимают, что добиться этого можно лишь ценой снятия американских санкций, которые для Израиля - словно ножом по сердцу.
Заколдованный круг для американской дипломатии
Весьма четко сложившуюся в преддверии начала очередного раунда ситуацию охарактеризовал постпред России в Вене Ульянов: "Наши контакты с США и Ираном на венских переговорах доказывают, что обе стороны очень серьезно относятся к восстановлению СВПД, но их видения путей и средств различаются".
Причем гораздо искуснее должны оказаться американцы, поскольку их задача в разы сложнее - им нужно умудриться убедить иранскую сторону остановить центрифуги и не обогащать уран, не сняв в то же время своих санкций, поскольку в этом случае на Вашингтон обрушится гнев всего еврейского лобби США. Кроме того, представителям американской дипломатии придется сманеврировать так, чтобы, сняв санкции и разморозив многомиллиардные счета Ирана, не вызвать большую войну на Ближнем Востоке.
Ведь если санкции будут сняты, а деньги возвращены Тегерану, то израильтян уже ничто не остановит от открытого удара по иранским ядерным объектам. Ведь в Тель-Авиве уверены, что Иран, получив доступ к своим финансам и к рынку энергоносителей, сразу же начнет работу над проектами по созданию ядерного оружия.
Логику в действиях израильтян, конечно же, трудно найти. Сейчас они уговаривают своих союзников-сюзеренов американцев ударить по Ирану, поскольку там работают центрифуги, обогащающие уран. Об этом на днях уже пытались в Вашингтоне договориться министр обороны Ганц и начальник Моссада Барни.
Премьер же Израиля Беннет призывает всех, кто собрался в Вене, "занять твердую позицию и дать понять Ирану, что он не может одновременно обогащать уран и вести переговоры".
А ведь если США займут в Вене ту самую жесткую позицию, о которой говорят в Израиле, то Иран не согласится остановить центрифуги. И тогда Тель-Авив оставляет за собой право действовать в рамках своей стратегии "права на самооборону". Ведь в Тегеране сознают, что процесс обогащения урана - это единственный фактор, заставляющий Вашингтон сесть за стол переговоров в Вене. А работающие центрифуги могут стать причиной и гарантом снятия санкций и возвращения денег.
Словом, заколдованный круг, в который втянули израильтяне, и из которого следует умудриться выкарабкаться американской дипломатии. Видимо, переговорщикам из-за океана только и остается, что тянуть время. И хотя грозные заявления с обеих сторон о том, что времени мало, уже звучали неоднократно, думается, венский процесс еще продлится если не годы, то месяцы.
США намеренно втягивают в спор "евротройку"
Видимо именно для того, чтобы потянуть время, Вашингтон искусственно впрягает в процесс споров и разногласий в рамках венских переговоров и "европейскую тройку" - Париж, Берлин и Лондон. Страны, подписавшие в свое время иранскую "ядерную" сделку, сейчас вдруг начали искать (и находить) погрешности в позиции Тегерана. Хотя на самом деле иранская сторона, по большому счету, требует лишь одного - возврата всех сторон к исходным позициям.
К тем позициям, с которых именно США в одностороннем порядке, как это принято говорить, соскочили при Трампе. Однако сейчас европейские подписанты предпочитают к прежнему тексту СВПД не возвращаться, а концентрируют внимание на прежних этапах венского процесса. И накануне очередного раунда говорят о прежних договоренностях в Вене.
Переговорщики из этих стран - Франции, Германии и Великобритании - уже говорили о том, что позиция Ирана идет вразрез с, как они выразились, "трудными компромиссами", достигнутыми ранее в Вене. Сейчас начали "отмечаться" уже высокопоставленные политики из руководства.
"Это будет последний шанс для Ирана подписать соглашение", пригрозила глава британского внешнеполитического ведомства Лиз Трасс.
"Мы рассмотрели предложения внимательно и тщательно и пришли к выводу, что Иран отказался почти от всех компромиссов, достигнутых ранее за несколько месяцев напряженных переговоров", - это шестого числа отметилась уже пресс-служба МИД Германии.
Несколько "нежнее" высказался президент Франции Макрон. Он подчеркнул "необходимость конструктивного участия Ирана в переговорах с тем, чтобы обмены позволили быстро вернуться к договоренностям", сообщили мировым изданиям в Елисейском дворце.
Хотя, если по-честному, то куда уж "конструктивнее", нежели позиция Тегерана? Ведь он в любом случае всего лишь требует возврата всех подписантов - всех, в том числе и США - в изначальные, стартовые позиции по СВПД.
Именно такую, логичную и адекватную позицию высказала, разве что, Россия. И президент Путин в разговоре с Байденом подчеркнул "важность и необходимость выполнения изначально согласованных рамок Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской программе".