Жанна Погосян, Sputnik Армения
- В моей коллекции еще многого нет, - говорит на полном серьезе 67-летний стоматолог Никогос Айвазян, показывая нам собранные за 5 лет 120 швейных машин. Они аккуратно стоят рядышком друг с другом в подвале Айвазяна, который он называет "музеем швейных машин".
До пандемии коронавируса в "музей" иногда заходили туристы, но сегодня посетителей у стоматолога не так уж много. Несмотря на это, Айвазян продолжает пополнять свою коллекцию и ищет новые экспонаты.
"Моя мама была портнихой до замужества, вот стоит ее машинка. Время от времени я сам шил на ней, но строчки только назад получались. Пять лет назад пошел и купил другую. Так и началась история моей коллекции", - говорит Айвазян.
В основном коллекционер находит интересные для себя машинки через интернет и покупает. Говорит, в основном их продают зятья портних либо внуки.
Экспонаты музея швейных машин Никогоса Айвазяна в Аштараке
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Уже мало кто использует машинки старого образца. Кто-то после ремонта ставит машинку в подъезде, кто-то выносит на дачу пылиться. А я у них их покупаю", - говорит коллекционер.
Он затрудняется выделить самую любимую машинку из своей коллекции: у каждой есть своя история.
"Вот это - самая старая из имеющихся у меня швейных машин, "Зингер" 1886 года, мы приобрели ее в Севане. Несколько лет назад купили одну, привезли домой и заметили, что на ней написано имя Рачьи Капланяна (актер времен СССР). Видимо ему подарили машину на день рождения. Я так и не узнал, откуда машинка попала в руки тех людей", - рассказывает Айвазян.
Еще один исторический предмет в музее-подвале стоматолога - это магнитофон астрофизика Виктора Амбарцумяна. В 1986 году тот приходил к мастеру полечить зубы. Дантист никогда не брал денег у астронома, и он в качестве благодарности приносил подарки - картину, вазу, а однажды принес этот магнитофон. На нем сохранились записи, на которых Амбарцумян разговаривает со своими внуками. Айвазян вспоминает, что астрофизик не любил много говорить.
Никогос Айвазян показывает экспонаты своего музея в Аштараке
© Sputnik / Aram Nersesyan
Одна стена в подвале коллекционера посвящена сигаретам, хотя сам он никогда в жизни не курил. Айвазян собрал около 300 пачек сигарет, начиная с последних классов школы. В ряду пачек есть редкий экземпляр 1969 года, выпущенный к 100-летию поэта Ованнеса Туманяна
"В те годы такие пачки были роскошью, я их привозил из Москвы и Сочи, друзья дарили импортные сигареты. Уже давно перестал собирать, неинтересно", - говорит мужчина.
Любовь к коллекциям Никогос Айвазян унаследовал от своего деда, который был продавцом антиквариата в Западной Армении. А стоматологии он учился у своего отца, переехавшего из Греции в СССР с двумя своими сестрами в 1940-х годах.
"Мой отец и обе его сестры - единственные в их семье, спасшиеся от Геноцида в Османской империи. Они попали в детдом в Греции. В 1946 году у них уже была более-менее нормальная жизнь, отец даже был помолвлен, но сестры решили приехать в Армению на волне репатриации. В то время все говорили, что Армения - наша родина, там все цветет, и многие армяне, пережившие резню, хотели уехать туда. Когда мои тети приняли решение окончательно переехать в Армению, мой отец поехал с ними. В Греции у него осталась невеста (тоже армянка), больше они не увиделись", - говорит Айвазян.
Ншан Айвазян (отец Никогоса) с сестрами поселился в Аштараке, начал работать стоматологом, открыл лечебницу, женился, обзавелся детьми. Несколько лет назад его бывшая невеста, которую он более полувека назад оставил в Греции, приехала в Армению повидаться.
"Это была очень хорошая женщина. Мы ей показали всю Армению, проводили с подарками. Моей мамы в то время уже не было в живых. Сейчас нет в живых ни отца, ни той женщины", - говорит дантист.
Экспонаты музея швейных машин Никогоса Айвазяна в Аштараке
© Sputnik / Aram Nersesyan
В 1980 году молодой Никогос продолжил дело отца и стал работать дантистом в отцовской стоматологической клинике. Двое из троих детей Айвазяна сейчас также работают стоматологами, остается лишь, чтобы один из шести внуков деда унаследовал его огромную любовь к коллекциям интересных и антикварных вещей.