Утро понедельника - 13 декабря - для многих жителей Еревана выдалось стрессовым: большинство автобусов не вышло на линию, на остановках толпились пассажиры, безуспешно пытавшиеся добраться на работу.
Транспортный коллапс возник из-за отказа водителей автобусов ЗАО "Ереванский автобус" выходить на работу по ряду причин. После многочасовой забастовки и переговоров транспорт все же заработал.
По версии водителей мэрия пошла им на уступки и дала обещания о повышении зарплат, муниципалитет же утверждает, что с водителями был разговор и даны разъяснения. Итог произошедшего - увольнение директора "Ереванского автобуса" Эльбака Тарпошяна. Эксперты усматривают в забастовке не только трудовой конфликт, но и политический подтекст: предпринимаются попытки избавиться от неугодного мэра Айка Марутяна.
Чего требуют водители?
Следует отметить, что бунтующих водителей можно условно разделить на две категории – водители новых автобусов (голубых) и старых (фиолетовых). Все они недовольны условиями труда, в частности отсутствием туалетов на конечных остановках, медицинской страховки и страховки транспортного средства, а также очередями на заправках.
"Новые автобусы дорогие и запчасти тоже дорого стоят. Я водитель с 20-летним стажем, но садясь за руль, начинаю дрожать, поскольку в случае любой аварии за починку транспортного средства придется платить из своего кармана", - говорит один из водителей.
Бойкот водителей автобусов перед автобусным парком (13 декабря 2021). Еревaн
© Sputnik / Aram Nersesyan
Но главное их требование – повышение зарплаты до 350 тысяч драмов (порядка 700 долларов).
Водители недавно введенных в эксплуатацию автобусов требуют повысить им зарплату (с вычетом налогов) с 260 тысяч драмов (порядка 550 долларов) до 350 тысяч драмов (порядка 700 долларов) - это оплата за 15 рабочих дней в месяц, так как водители работают через день. Они говорят, что "по-черному" зарабатывали больше 260 тысяч (водитель выполнял "план", а остальное клал в карман - ред.). А теперь введение фиксированной зарплаты снижает их доходы.
Между тем водители старых автобусов требуют отменить "план", поскольку пассажиры будут отдавать предпочтение новым автобусам, а они после этого не смогут его выполнить.
"Получается, что мы постоянно чиним свои автобусы, за рулем проводим столько же времени, а может и больше, а получать будем меньше других водителей. Это, как минимум, нечестно", - сказал один из водителей фиолетового автобуса.
Бойкот водителей автобусов перед автобусным парком (13 декабря 2021). Еревaн
© Sputnik / Aram Nersesyan
Взгляд эксперта
Председатель Союза перевозчиков Армении Грант Егиазарян подтвердил слова водителей автобусов. Извозчик, работающий на маршруте средней протяженности со средним "планом" (ред.- 40-60 тысяч в месяц) мог заработать и больше 700 долларов в месяц. То есть транспортная реформа на самом деле бьет по карману водителей. Вместе с тем условия работы у них ужасные, и зачастую водители вынуждены прибегать к крайним мерам. Вместе с тем, он затруднился ответить, сколько рейсов в день выполняет один водитель, поскольку эта цифра может варьироваться в зависимости от протяженности маршрута и количества транспортных средств, имеющихся в распоряжении линии.
"Формально у них есть время на обед или отдых, однако по факту все иначе, не говоря уже о столовых или кухнях на конечных остановках, их попросту нет", - отметил он.
Егиазарян добавил, что водители работают более 12 часов и по закону должны получать 24 часа отдыха, однако на деле немало водителей, которые без отдыха выходят на работу на следующий день. Естественно, это опасно, поскольку уставшие водители могут потерять бдительность, а это увеличивает риск аварии.
"Я не слышал о водителях, у которых была бы медицинская страховка или компания страховала транспортное средство, а это проблема, поскольку расходы остаются прежними, а доходы сокращаются", - говорит эксперт.
Впрочем он отметил, что автопарк ЗАО "Ереванский автобус" существенно обновлен и сейчас сложно найти изношенные автобусы.
Позиция мэрии Еревана
Пресс-секретарь мэрии Акоп Карапетян не скрывает, что условия работы у водителей не лучшие, и зарплата - не самая высокая, но муниципалитет уже начал реформы транспортной сферы и запустил процесс решения озвученных водителями проблем.
"Работа водителя автобуса достаточно ответственная и важная, и, естественно, как и любая другая, должна достойно оплачиваться. Люди имеют право бороться за улучшение условий труда, однако для городских властей немного странен способ озвучивания проблемы. Ведь вопросы, которые поднимались, в том числе и водителями, не игнорировались, более того предпринимаются шаги для их решения", - говорит Карапетян.
Однако мэрия не намерена отступать от принципиальных вопросов и возвращаться к практике "черной зарплаты" или меньшему общественному контролю в отношении работы водителя. По его словам, в этом вопросе городские власти не уступят, на первом месте - качественные и современные услуги. Он не исключил, что для некоторой категории граждан реформы будут болезненными.
"Мы на пути к тому, чтобы была единая система оплаты в транспорте и все водители получали одинаковую зарплату. А новая платежная система будет внедрена и в фиолетовых автобусах", - сказал пресс-секретарь.
Что же касается заявления водителей о том, что им обещали повысить зарплату до 350 тысяч драмов (порядка 700 долларов), то у Карапетяна не было информации по этому вопросу. Он заметил, что по штатному расписанию без вычета налогов зарплата составляет именно столько. Однако водители, которые отличатся своей работой, будут получать премии и бонус.
В мэрии уверяют, что абсолютно все вопросы, связанные с условиями работы водителей – от медицинской страховки до туалетов на конечных станциях находятся на этапе решения. Что касается жалоб водителей относительно очередей на газозаправках, то уже строятся два депо, которые будут оснащены и заправочными станциями.
Есть ли политический подтекст?
Эксперт Института "Кавказа" Грант Микаелян считает неслучайной акцию протеста водителей. Ведь за день до забастовки в газете "Айкакан жаманак", принадлежащей семье премьер-министра Никола Пашиняна (его жена Анна Акопян все еще формально главред газеты - ред)., появилась компрометирующая мэра Айка Марутяна публикация. В ней также утверждалось, что мэр отмежевался от команды Пашиняна и даже встречался с оппозиционным лидером и вторым президентом Робертом Кочаряном (эти слухи в офисе экс-президента опровергли - ред).
"Сложно понять используется ли недовольство водителей со стороны отдельных групп или лиц, поскольку есть объективные причины для жалобы водителей, а это хорошая почва для политических манипуляций", - сказал он.
По мнению Микаеляна, если на самом деле акция и имеет политической подтекст, то это может быть связано с желанием партии власти "Гражданский договор" выдвинуть другого кандидата на пост мэра на выборах, которые пройдут осенью 2023 года. В этом контексте он подчеркнул, что мэр и представители "ГД" вряд ли пойдут на открытые столкновения, поскольку это невыгодно обеим сторонам. Кстати протестные настроения в Ереване более наглядны, нежели в регионах.
Отметим, что транспортная проблема уже много лет одна из самых актуальных для Еревана. Мэр армянской столицы Айк Марутян неоднократно заявлял о намерении провести масштабную реформу. Ее суть во внедрении интегрированной сети, которая обеспечит гибкую систему тарифов и билетов: вместо нынешних 111 автобусных маршрутов будет 42, а количество транспортных средств значительно сократится. Всего будет действовать 845 автобусов и 101 троллейбус. А 15% всех автобусов станут резервными.