Липаритян в парламенте как предвестник армяно-турецкого сближения

Когда Habertürk публикует "трехступенчатую карту нормализации" отношений Анкары с Ереваном, досужими вымыслами это не назовешь. В условиях жесткого авторитаризма в Турции подобный слив может быть инициирован исключительно властями. Вон уже и Липаритян материализовался.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Итак, "нормализация" отношений Армении с Турцией – а, стало быть, и с Азербайджаном – становится реальностью. Причем, скорее всего, все произойдет очень быстро. А почему кавычки, то тут все просто: речи, разумеется, ни о какой нормализации не идет, а будет банальная сдача всех государственных интересов Армении в обмен на призрачные заверения.
Анкара выступает не только за нормализацию отношений с Ереваном, но и за мир и стабильность на всем Южном Кавказе, заявил вице-президент Турции Фуат Октай. "Турецкая сторона будет продвигать диалог с Ереваном предельно внимательно и в тесной координации с Баку", - сказал он.
Слово "диалог" в этом контексте Октай употребляет для внешней аудитории – нормализация "в тесной координации" Анкары с Баку, в их понимании, означает прямой диктат Еревану всех предусловий.
Всплывшая из небытия фигура Жирайра Липаритяна, с 1991 по 1997 годы немало успевшего поработать в администрации первого президента Левона Тер-Петросяна, говорит сама за себя. Сей деятель и 30 лет назад не особенно скрывал свои симпатии к Турции, только тогда было мощное ему противодействие – не в плане того, что с Турцией (и примкнувшим к ней Азербайджаном) не нужно иметь нормальные отношения, а чтобы эти отношения строились не за счет сдачи армянских интересов.
Липаритян исчез после бесславного ухода с политической сцены Тер-Петросяна, исчез, казалось бы, навсегда. Но никогда не говори "никогда", и спустя много лет Тер-Петросян реинкарнировался в нынешней власти, которая, уже в условиях полного отсутствия оппозиции ей, в своих действиях ничем не скована.
Кто будет переговорщиком с Турцией от Армении и какова его задача - пояснение эксперта
Причины, по которым в графе "оппозиция" стоит абсолютный ноль, станут окончательно ясны в будущем, да и не о них сейчас речь, а о том, что воскрешение Липаритяна в такой ситуации было закономерным. В самом деле, кто же еще с надрывом в голосе станет вопрошать армян, "что им сделали турки", и призывать забыть события столетней давности? Таких личностей, как Липаритян, даже в современной Армении найти нелегко.
Депутат фракции "Айастан" Андраник Теванян считает, что активный лоббист турецких интересов Липаритян появился в стенах Национального Собрания не просто так.
"Прием его в правящей фракции – очень плохой мессидж о том, что для Армении приемлемы предусловия Турции. Поскольку Липаритян открытым текстом заявил, что все турецкие предусловия – признание Арцаха частью Азербайджана, отказ от международного признания Геноцида армян на государственном уровне, предоставление сюникского коридора Азербайджану – армянская сторона должна удовлетворить. Можем ли мы полагать, что эти предусловия, фактически, приемлемы для правящего большинства и лично для его лидера?" - заявил Теванян на внеочередном заседании НС.
Правящая фракция, конечно, назвала эти опасения "буйным воображением" и "теориями заговора". Ну, в самом деле, разве правящая фракция могла сказать иначе.
Да, эксперты и специалисты в Армении пытаются (не веря ли до конца в возможность полной сдачи армянских интересов, или пытаясь оставаться дипломатичными) предполагать и предлагать что-то, сохраняя крупицы оптимизма. Диалог вовсе не означает, что нужно принимать все предусловия Турции для начала переговоров, сказал Sputnik Армения исполнительный директор Ассоциации политических наук Армении Бениамин Погосян.
"Нужно четко заявить, что мы, как противоборствующие стороны, можем иметь дипломатические отношения, открыть посольства, использовать территории наших стран в транзитных целях, однако Армения ни за что не должна допускать турецкой экономической экспансии с последующим экономическим господством в нашей стране", - отметил эксперт.
Экономическая экспансия будет обязательно, если смотреть на ситуацию реалистически – так же, как она случилась в грузинской Аджарии, где так любят отдыхать наши сограждане. Более того, в имеющейся ситуации, при полном принятии условий турецкого тандема, за экспансией экономической логически последует политико-демографическая. В результате максимум через пару десятилетий на территории Армении можно будет проводить, например, референдум о вхождении в состав Турции с гарантированным результатом, ибо армяне к тому времени станут национальным меньшинством.
Тоже, скажете, "буйное воображение" и страшилки? Ну-ну.
Армения не собирается платить какую-то цену ради отношений с Турцией – депутат
Опытнейший дипломат, экс-министр ИД Эдвард Налбандян – человек, компетентнее которого в этой области в Армении не сыскать, на глазах и при участии которого прошли все предыдущие попытки нормализации армяно-турецких отношений, рассказал в статье для Sputnik Армения, что Ереван никогда до сих пор не принимал турецких предусловий, вынося все навязываемые Анкарой вопросы за рамки собственно процесса установления отсутствующих связей.
"Если карабахский конфликт, по интерпретации турецко-азербайджанского тандема, уже "разрешен", то теперь их усилия направлены на институциональное закрепление этого, как и в целом своей победы в войне 2020 г. На протяжении многих лет президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, США и Франции - неоднократно выступали с совместными заявлениями о недопустимости развязывания новой войны, которая не разрешит нагорно-карабахскую проблему, а будет иметь катастрофические последствия для народов региона и создаст новые сложности. Однако, несмотря на это, Анкара и Баку с чувством вседозволенности и безнаказанности пытаются обосновать и доказать обратное. Они рассматривают то, что им удалось получить с помощью силы, как уже свершившийся факт, и считают, что теперь Армения должна пройти оставшуюся часть пути по дальнейшему удовлетворению их претензий, угрожая в противном случае вновь прибегнуть к силе", - пишет Налбандян.
Анкара вместе с тем считает, что сегодня получила шанс сломить армянский фактор как препятствие на пути дальнейшего утверждения и упрочения своих позиций на Южном Кавказе, ее ведущей роли в решении региональных вопросов. С этой же целью она пытается вновь реанимировать свой старый замысел по созданию некоего регионального формата сотрудничества и безопасности, говорит экс-министр.
И если кто-то сомневается, что за этими условиями, в случае их удовлетворения, не последуют новые, этот "кто-то" глубоко ошибается. Отказ Армении от политики признания Геноцида на государственном уровне в угоду Анкаре и Баку, дозволение турецкой экспансии всякого рода, приведут лишь к исчезновению Армении, как суверенного государства.
Потому что никто и никогда не будет считаться со страной, отказавшейся от собственных стратегических, жизненно важных интересов. С государством, отказавшимся от самого себя, а именно такой отказ сейчас передают Армении при посредстве призраков из прошлого.