Невеста из Ливана полюбила Гюмри и "приручила" камень

Мать воюет на ниве культуры, отец – с оружием в руках. Так и представляет себе настоящую армянскую семью ливанская армянка Нарине, которая вышла замуж и переехала в Гюмри из Бейрута. Она занимается изготовлением хачкаров, ее муж преподает уроки гражданской обороны.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арменуи Мхоян, Sputnik Армения

Желание найти себе на родине занятие по душе в 2018 году привело Нарине Полатян из Ливана в Армению. Она приехала на два месяца волонтером по программе фонда "Депи Айк" (Birthright Armenia). Однажды, прогуливаясь по улице Арама в центре Еревана, увидела как работают мастера по изготовлению хачкаров и сразу буквально влюбилась в это дело. Причем, любовь к камню оказалась столь велика, что она решила "приручить" его.
Высекать хрупкими женскими руками орнаменты, превращая грубый камень в хачкары, научил ее первый наставник, мастер Амбик Амбарцумян.
Армяне Ливана на волне Айвазовского: как маринист объединил художников в Бейруте
"Я попросила, не мог ли бы он меня научить, и мастер сразу же согласился. Он всегда поддерживал меня и это меня еще больше воодушевляло", - рассказывает Нарине.
Нарине по специальности архитектор. Признается, что никогда и в мыслях не было, что когда-либо увлечется работой мастера по хачкарам и сможет вдохнуть жизнь в камень. Изготовление хачкаров - это не просто ручная работа, необходимо передать камню теплоту и любовь, говорит она.
Именно хачкары "познакомили" Нарине с будущим мужем Жорой. Они подружились на конференции, посвященной хачкарам в Ереване, вскоре решили пожениться. Вот так Нарине из Ливана и оказалась в Гюмри.
200 тысяч на восстановление армянской церкви: Самвел Карапетян поможет армянам Бейрута
Сейчас Нарине учится на отделении скульптуры магистратуры гюмрийского филиала государственной Художественной академии.
"У меня не было особых знаний о хачкарах. Видела много разных хачкаров, мне нравилось, как они выглядят, но я никогда не вникала в эту тему и не представляла, что сама могу создавать их. И вот однажды, гуляя по городу, увидела, как пыльный камень прямо на глазах становится прекрасным произведением искусства. Во мне что-то "перевернулось", и вот уже три года я занимаюсь этим делом", - рассказала Нарине в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Хотя родители и с трудом приняли решение дочери переехать в Армению, впоследствии все изменилось.
Исторический матч, в котором участвовали пятеро ливанских армян
"Приехали, увидели, чем занимаюсь и сказали, что здесь как раз мое место", - говорит Нарине.
Поначалу изготовление хачкаров для 23-летней Нарине было прежде всего хобби, а сейчас это стало работой. У нее появились заказы и теперь большую часть дня она проводит в мастерской, за созданием хачкаров и скульптур с уникальными армянскими орнаментами.
Девушка не любит делать эскизов, творит по ходу работы – сердце само подсказывает окончательный вид камня. Работает, в основном, с туфом - очень популярный в Армении строительный материал.

"Чтобы не повредить камень, ничто не должно отвлекать мастера, даже собственные мысли. Не люблю симметричные хачкары. В моих работах правая и левая стороны всегда разные", - говорит Нарине.

Скоро девушка отправит во Флориду хачкар в память о жертвах 44–дневной войны, его установят во дворе церкви Сурб Аствацацин, еще один будет доставлен в Арени.
Труднее всего ей дается прощание с хачкарами, когда приходит время передавать их заказчикам. Особенно, когда речь идет о крупных "крест-камнях", к которым Нарине привязывается особенно сильно.
Все ее работы уникальны, и ни одна не повторяется. Среди заказчиков не только армяне, но и представители других национальностей.
Многие армяне Бейрута хотят приехать в Ереван: депутат призвала МИД принять меры
Муж говорит, что жена добилась успеха благодаря своему терпеливому характеру.
Большую часть дня Нарине проводит в мастерской, которая до прибытия ливанской невестки была "тонратуном", где гюмрийская семья пекла себе хлеб.
У молодой семьи пока нет детей. Нарине говорит, что, когда у нее появится малыш, она обязательно будет брать его с собой в мастерскую. Если будет девочка, пусть продолжит мамино дело, а если мальчик – папино.
Кстати, Жору в Гюмри все знают, он брат погибшего во время четырехдневной апрельской войны 2016 года Тиграна Абгаряна. Когда шла 44–дневная война, Жора со своими друзьями собрал и отправил в Нагорный Карабах, на посты, большую партию предметов первой необходимости, а сейчас организует военно-патриотические курсы в вузах и других учебных заведениях․