ЕРЕВАН, 18 дек — Sputnik, Ашот Сафарян. Арест бывшего мэра Ванадзора Мамикона Асланяна стал очередным звеном в длинной цепи преследования оппонентов действующего руководства Армении. Политик во главе блока "Мамикон Асланян" занял первое место на выборах в Совет старейшин третьего по величине города Армении, оставив далеко позади правящий "Гражданский договор". 15 декабря Асланян был задержан, а на следующий день – арестован в рамках уголовного дела о злоупотреблениях и превышении должностных полномочий.
Позже выяснилось, что уголовное дело возбудили еще в сентябре, но за Асланяном пришли только после выборов.
Как уже выше отмечалось, это – не первый случай, когда против оппозиционных кандидатов возбуждаются уголовные дела. Причем происходит это после того, как они одерживают победу над правящей силой. Так случилось в Варденисе, где в начале декабря был арестован глава блока "Объединенный Варденис" Арам Арутюнян. Похожая ситуация была в Горисе, с той лишь разницей, что переизбранный действующий глава общины Аруш Арушанян был арестован задолго до дня голосования. Безусловно, никто не берется заведомо утверждать об отсутствии каких-либо оснований для уголовных дел и оспаривать версии органов следствия. Но бросается в глаза момент, когда принимаются такие решения, а именно – только после выборов, и в случае победы оппозиционного кандидата.
Политолог, лидер партии "Демократическая альтернатива" Сурен Суренянц считает, что власти запустили маховик репрессий против своих оппонентов.
"В руках власти есть компроматы на различных деятелей, и при удобном случае эти компроматы применяются против впавших в немилость деятелей", - сказал Суренянц в интервью Sputnik Армения.
По его словам, порочная практика притеснения политических конкурентов правовыми методами началась в Гюмри, где одноименный блок действующего мэра Самвела Баласаняна одержал победу и рассматривал возможность альянса с партией "Зартонк" ("Пробуждение"). Сценарий привел бы к утрате властью контроля над Гюмри. Чтобы предотвратить такое развитие событий, была задействована репрессивная машина, и после нескольких задержаний членов блока Баласаняна вынудили создать альянс с правящим "Гражданским договором", отметил эксперт.
Он считает, что аналогичная технология была применена в Ванадзоре. Независимо от того, каково отношение к самому Асланяну, он набрал большинство голосов и мог сформировать коалицию с одной из сил. Но власти задействовали весь имеющийся арсенал для того, чтобы "потопить" победившего кандидата.
"Мы видим, что схожий процесс происходит в Ереване – на этот раз правящая партия ополчилась против мэра Айка Марутяна. Власти поставили задачу – монополизировать органы местного самоуправления в крупных общинах. Мы имеем дело с тенденцией: везде, где это возможно, власти формируют альянс с местным криминалом, а где не получается, в ход идут уголовные дела", - заметил Суренянц.
По его словам, внимание СМИ приковано к крупным городам, но аналогичные процессы происходят и в небольших общинах.
С точки зрения политических технологий для властей Армении было бы намного грамотнее нейтрализовать оппонентов задолго до выборов. В этом случае политизированность уголовных дел была бы менее очевидной. Но, по мнению Суренянца, правящая команда не обладает способностями для долгосрочного или среднесрочного прогнозирования, анализа общественного мнения и т.д.
"Судя по публикациям в прессе, того же Мамикона Асланяна еще до выборов пытались уговорить, запугать. Но как только стало ясно, что повлиять на него уже невозможно, решили посадить", - отметил наш собеседник.
С точки зрения политолога, власти сами стали заложниками своих лозунгов. Они делают вид, что проводят демократические, прозрачные выборы, но как только проигрывают выборы, их тактика сразу же меняется.