Жанна Погосян, Sputnik Армения
В разных уголках города Аштарак (в 20 км к северо-востоку от Еревана, - ред.) можно встретить мужчину средних лет с мольбертом под мышкой. Он ходит по городу, а потом останавливается в местах, которые ему приглянутся, ставит мольберт и начинает работать по нескольку часов кряду. Это Геворк Мелтонян, один из самых известных художников города. Основная тема работ 42-летнего пейзажиста - город Аштарак. Причин на это две: во-первых, в Аштараке на самом деле много живописных мест, а во-вторых, Аштарак - его родной город, и поэтому, он именно здесь пишет свои картины.
“Человек должен любить свой город и быть преданным ему, а не скитаться, как дикари в первобытные времена. Конечно, путешествовать и видеть мир - это хорошо, но я считаю, что для духовного и физического здоровья намного полезнее быть привязанным к своему родному месту. И привязанным быть не цепями, а любовью. Я очень люблю Аштарак", - говорит Геворк.
Он говорит, что его картины - это в каком-то смысле призыв не уезжать из города. В Аштараке очень сложно заработать на живописи, люди могут придти и предложить всего 10 тысяч драмов (20 долларов) за его картины, потому что и у покупателей денег не много. "Но я решил, что буду жить и работать именно здесь”, - сказал он.
Работы художника Геворка Мелтоняна
© Sputnik / Aram Nersesyan
В аштаракских пейзажах художника особенно часто повторяются две панорамы: мост Аштарака и церковь Кармравор. Оба объекта являются одними из самых излюбленных мест не только для аштаракцев, но и туристов и граждан Армении из других городов страны.
“Не в каждом же городе в мире есть такой старый мост и такие древние церкви. Есть даже целые народы, у которых нет таких построек. До коронавирусной пандемии, когда я часами стоял и рисовал в этих местах, частенько приезжали туристы, фотографировали местность, интересовались моей работой. Для 40-50-летнего европейца и американца ночные клубы, спортивные парки и зиплайны не интересны, у них загораются глаза, когда они видят перед собою историю”, - говорит художник.
Художник Геворк Мелтонян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Мост Аштарака был построен в 17 веке, у него не было и нет названия. По свидетельству армянского историка 17 века Аракела Даврижеци, мост был построен за свой счет купцом Григором Моцакенцем в 1664 году. Надпись об этом была выгравирована в средней части больших арок моста, но она не сохранилась - очевидно, была заштукатурена при ремонте (мост ремонтировали в советские годы, в 1950-60 гг. и один раз уже при независимой Армении в 2004 году).
Мост стоит на реке Касах, которая по легенде, при его строительстве постоянно разрушала и уносила камни. И только человеческое жертвоприношение, совершенное по приказу старейшин, позволило благополучно завершить строительство моста.
Историческое достояние Аштарака - три церкви, находящиеся на уступах скал, вдоль берега реки Касах: Циранавор (V век), Спитакавор (V век) и Кармравор (VII век). Церковь Кармравор традиционно привлекает внимание художников.
В свое время этим памятником архитектуры средневековья был очарован сам великий живописец Мартирос Сарьян. Говорят, что Кармравор напоминала ему церкви древней столицы Армении Ани, которую он никогда не видел своими глазами, но которая жила в его памяти генетически. Предки Геворка Мелтоняна тоже выходцы из Западной Армении, из города Эрзрума.
“В своих картинах я пытаюсь запечатлеть на холсте не просто мост и церковь как архитектурные объекты, но и нашу историю, наши корни, наше прошлое и наше настоящее”, - говорит Мелтонян.
Художник вспоминает, что бросил учебу в Терлемезянском государственном художественном училище в 90-х, послушав знакомых “хочешь стать голодным художником? Живописью в Армении не заработаешь!”.
Однако десять лет назад он все-таки вернулся к своему призванию, твердо решив для себя, что “в любимом городе можно заработать на любимой работе”. И преуспел.