Победитель и серебряный призер Олимпийских игр, чемпион мира и Европы, трехкратный рекордсмен мира. Это неполный перечень достижений тяжелоатлета Исраела Милитосяна. Карьеру свою он начал, еще не достигнув совершеннолетия. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения спортсмен вспомнил интересные эпизоды из своей карьеры. Беседовал Хачик Чахоян.
– Исраел, во время Олимпиады-1992 еще была свежа рана, оставленная в наших душах разрушительным Спитакским землетрясением 1988 года. Каково было тебе, спортсмену из Гюмри, выходить на помост, да еще и стать чемпионом?
– Что и говорить, рана была глубокой, а боль – неимоверной, ведь я потерял сестру и брата. Но, видимо, какая-то сверхъестественная сила побуждала меня бороться и помнить, а точнее помнить, чтобы бороться. В 1989 году я стал чемпионом мира и Европы среди взрослых. Хочу сказать, что я не был доволен своим результатом на Олимпиаде в Сеуле, поскольку знал, что способен на большее.
Исраел Милитосян на XXV летних Олимпийских игр в Барселоне, 1992 год
© Photo : provided by Israel Militosyan
– В 1992 году, на Олимпиаде в Барселоне ты превзошел все ожидания: выиграл золото, установив олимпийский рекорд в рывке. Как тебе это удалось?
– Я был готов к олимпийскому турниру в Барселоне, кроме того, у меня была цель, и я добился ее. Я на 10 кг превзошел серебряного второго призера, на тот момент действующего чемпиона мира (речь идет о болгарине Йото Йотове – ред.). Горжусь своим результатом, но, увы, мои сестра и брат не увидели этого.
– Титул олимпийского чемпиона был последним в твоей спортивной карьере. Что было потом?
– Считаю, что я, Мнацакан Искандарян и Грачья Петикян были первыми олимпийскими чемпионами независимой Армении. По времени я первым из нас троих стал победителем Олимпиады. Правда, мы выступали в составе объединенной команды стран СНГ, но после нашей победы был поднят армянский триколор, зазвучал гимн Армении. Понимаю, что олимпийский комитет Армении был признан МОК только в 1993 году. Но годом раньше наша страна уже обрела независимость.
Исраел Милитосян среди сборной Советского Союза по тяжелой атлетике
© Photo : provided by Israel Militosyan
– Исраел, с того памятного дня прошло 29 лет. А как начинался твой путь в тяжелой атлетике?
– С десяти лет я тренировался у Саркиса Диланяна, а в 1981 году моим тренером стал мой двоюродный брат, серебряный призер Олимпийских игр Вардан Милитосян, на которого я всегда хотел быть похожим. На первый свой турнир, юношеский чемпионат СССР в городе Орджоникидзе, я поехал в 1982 году. Занял там третье место. В том же году в Могилеве сдал норму кандидата в мастера спорта, вызвав этим результатом немалый ажиотаж. В 15 лет я принял участие в розыгрыше Кубка СССР среди взрослых в Запорожье. Поначалу врачи не разрешили мне участвовать в соревнованиях. Убедить их удалось с большим трудом, и… я победил. После завоевания Кубка я перешел в весовую категорию 67 кг и принял участие в юношеском чемпионате мира, где стал серебряным призером.
Исраел Милитосян на пьедестале почета. Первый слева - тренер Вардан Милитосян
© Photo : provided by Israel Militosyan
– Есть такие турниры, которые тебе неприятно вспоминать из-за неиспользованных шансов и нереализованных возможностей?
– Конечно, есть. Олимпийские игры 1988 года в Сеуле. В 1987 году я участвовал во всех проводившихся соревнованиях, в чемпионатах мира среди молодежи и взрослых. На молодежном первенстве я победил с рекордом, в турнире взрослых тоже поднялся на пьедестал почета. А на сборах сборной СССР показал результат 165 кг в рывке и 195 кг – в толчке. Тогда этот показатель был мировым рекордом. Но повторить этот результат в Сеуле мне не удалось. Думаю, это произошло из-за неверного решения тренеров. Я сделал бы больше, если бы они не заставили меня за день до соревнований поднять тяжелый вес во время тренировки. Я занял третье место, а в дальнейшем стал серебряным призером из-за дисквалификации олимпийского чемпиона из Болгарии. Мне кажется, в Сеуле я упустил прекрасную возможность стать олимпийским чемпионом.
Тяжелоатлет Исраел Милитосян
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
– Что помешало повторить успех на Олимпиаде-1996 в Атланте?
– Мы были на сборах, а меня вызвали в Армению. Тогдашний президент НОК Армении Алексан Аветисян заявил мне, что в Аталанту я не поеду. По его словам, я прибег к допингу, но ничего такого и в помине не было, я никогда не использовал стимуляторы. Когда я потребовал доказательств, мне сказали, что соответствующего документа, якобы присланного из Венгрии, нет, он "сгорел". До сих пор не понимаю, что за шоу они тогда устроили. Кстати, штангист из этой страны стал бронзовым призером Олимпиады. На Олимпийские игры я все же поехал, но мне не позволяли заказывать тот вес, который я хотел. Мне кажется, это была какая-то спланированная акция против меня. Потом я готовился к Олимпиаде-2000 в Сиднее, но мне помешала травма плеча, которая и сегодня дает о себе знать.
Исраел Милитосян на пьедестале почета XXV летних Олимпийских игр в Барселоне, 1992 год
© Photo : provided by Israel Militosyan
Исраел Милитосян не ушел из тяжелой атлетики. После Олимпиады-1996 в Аталанте, где армянский штангист стал шестым, он приступил к тренерской работе.
Как известно, в нынешнем году решением правительства Армении Олимпийская детско-юношеская спортивная школа по атлетике в Гюмри названа в часть заслуженного мастера спорта СССР и Армении, почетного деятеля физической культуры и спорта, олимпийского чемпиона, победителя чемпионатов мира и Европы Исраела Милитосяна.