Если мы хотим, чтобы армянские компании успешно экспортировали свою продукцию, то нужно понять, могут ли они быть успешны дома, в местной розничной торговле. Ответ давно известен: почти не могут. Имейте хоть супер-технологии, супер-сырье и супер-работников, вы проиграете зарубежным корпорациям, потому у них есть все это плюс супер-бюджет на маркетинг. Они могут предложить магазинам такие бонусы за места на полках, что вступать с ними в гонку невозможно, сказал в беседе со Sputnik Армения со-основатель экспертной ассоциации "Экспорт Армения" Эмиль Степанян.
Чтобы поддержать местных производителей, ассоциация предлагает принять нормативное решение, по которому на полках супермаркетов должен быть зарезервирован какой-то минимальный процент (например, 20-30%) для местной продукции.
Когда ассоциация представила свою идею в правительстве, им ответили, что "государство не может вмешиваться в свободную конкуренцию". Но в том-то и дело, что равная конкуренция здесь в принципе невозможна, поскольку неравны ресурсы.
Местным производителям относительно легче продавать лишь скоропортящиеся товары: "молочку" (кроме масла и сыров, и то не всех), часть мясных товаров (кроме копченостей), свежие торты и пирожные. Если говорить, скажем, о сладостях с большим сроком хранения (вафлях, печеньях, конфетах и т. п.), то они на полках торговых сетей на 70-80% привозные (а доля сетей в розничной торговле, по крайней мере в Ереване, постоянно растет и по разным исследованиям, достигает уже 70%).
"Но если мы не можем производить дешевле, чем Турция, Иран или Китай, значит ли это, что у нас не должно быть производства, а безработица будет такой, как сейчас?", - вопрошает Степанян.
Из-за такой политики (или ее отсутствия) даже эмбарго на турецкие товары не дает такого эффекта, которого многие ожидали. В стране появилось производство клея (о котором мы уже писали), расширился выпуск некоторых хозтоваров. Но эти примеры пока точечные, потому что конкуренция с остальными зарубежными товарами остается крайне сложной.
Даже в России местным производителям трудно конкурировать с мировыми корпорациями. Но там вопрос отчасти решился санкциями, а отчасти корпорации сами, еще до санкций, начали открывать производство в России. В Беларуси административно устанавливается требование о доле отечественных товаров в магазинах, согласно Программе экономического развития республики.
На Западе государственный протекционизм подается в более мягкой обертке. Например, появляются соцопросы о том, что сознательные потребители предпочитают локальные продукты, а государство поддерживает такие инициативы.
Для полноты картины добавим, что в США крупные производители оттирают мелких на невыгодные места в супермаркетах, а на продвижение своих товаров платят около 50 миллиардов долларов в год.
Это не значит, что нужно запрещать иностранные товары, просто крупные компании должны конкурировать с крупными, а небольшие – с небольшими, говорит Степанян.
"Если говорить на языке футбола, то пусть "Бавария" играет в своей лиге, а "Алашкерт" – в своей", - добавляет он.
При этом "гарантированные места для армянской продукции" не будут предназначаться для конкретных производителей: они тоже будут конкурировать за эти места друг с другом. Зарубежные гиганты, в свою очередь, будут конкурировать на оставшихся полках и по-прежнему платить магазинам столько же бонусов (если не больше),
"Достаточно дистрибьюторам написать письмо в головной офис, описать, что на рынке изменились условия, и им сразу спустят дополнительный бюджет. Говорю это по многолетнему опыту работы в таких организациях", - добавил Степанян.
Вместе с тем, государство должно не только поддерживать отечественный бизнес, но и требовать с него высокое качество. "Поддерживай и требуй" – такой лозунг похож на политический, но как нельзя лучше подходит в данном случае.