ЕРЕВАН, 22 дек — Sputnik, Ашот Сафарян. Правительство Армении решило усовершенствовать законодательство, регулирующее охотничью деятельность. Изменения в законе "Об охоте", а также смежных законах "Об оружии" и "О государственной пошлине" касаются порядка и условий выдачи охотничьих сертификатов, лицензий, а также приобретения огнестрельного оружия.
В частности суть предлагаемых изменений состоит в следующем: граждане должны приобретать охотничий сертификат, предварительно сдав экзамен на предмет владения минимальными знаниями о животном мире, о видах разрешенной охоты, ограничениях и т.д. Только такой сертификат может служить основанием для приобретения гладкоствольного ружья.
Сейчас процесс приобретения оружия достаточно упрощен. В Армении зарегистрировано множество охотничьих союзов. Граждане регистрируются в этих организациях, платят членский взнос в 2-4 тысячи драмов ежегодно, получают билет, на основании которого затем, пройдя все необходимые медицинские и полицейские процедуры, покупают оружие.
По словам представителя министерства окружающей среды, главы управления по особо охраняемым территориям и биоразнообразию Воскеат Григорян, в случае принятия поправок, граждане смогут купить оружие на основании охотничьего сертификата, а не членского билета. А чтобы получить сертификат, нужно сдать упомянутый экзамен. Авторы поправок предлагают также конкретизировать термин "охота". Сделаны разграничения, появились понятия "любительская охота", "промысловая охота", "рыболовство".
Григорян в интервью Sputnik Армения отметила, что закон в нынешнем виде был принят в 2007 году и с тех пор подвергался лишь незначительным корректировкам. За это время по итогам анализа сферы возникла необходимость изменений. Конечная цель – иметь грамотных людей, занимающихся охотой, повысить их правосознание и уровень подготовки.
"Мы хотим охотников, которые не будут наносить ущерб окружающей среде и животному миру, которые не станут уничтожать редкие виды. Люди должны иметь минимум знаний и навыков, отличать леопарда от лесной кошки. Время от времени в соцсетях появляются фотографии людей на фоне убитых ими белоголовых сипов, например. Вот эту практику мы хотим искоренить", - говорит Григорян.
Отношение самих представителей охотничьих организаций к поправкам неоднозначно. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения координатор инициативы "Клуб законной охоты" Эдуард Сарибекян отмечает, что с одной стороны поправки назревали давно, он и многие его товарищи еще несколько лет назад предлагали упорядочить данную сферу. Он с сожалением констатирует, что многие в Армении, желая приобрести гладкоствольное оружие, предпочитают наиболее легкий вариант – регистрироваться в охотничьих организациях.
"Люди под предлогом охотничьей деятельности приобретают ружье в спортивных целях, в целях самообороны. Но понятно, что если на стене висит ружье, то оно обязательно в какой-то момент выстрелит, в том числе в сторону какого-нибудь запрещенного к охоте животного. То есть мы должны отличать охоту от браконьерства", - говорит Сарибекян.
Но есть и другая сторона медали. Закон "Об оружии" не запрещает иметь его для самообороны, но бюрократической волокиты для его приобретения именно в целях самообороны слишком много, из-за чего многие обращаются за помощью к организациям. Сарибекян считает это абсурдом. Еще один абсурд заключается в том, что при покупке каждой новой единицы оружия люди должны получить у соответствующих инстанций новую справку. Невозможно на основании одной справки приобрести несколько единиц.
"Если я здоров, с моей психикой все в порядке, если я – не наркоман и могу купить Х-оружие, то, грубо говоря, мне придется то же самое доказывать для покупки еще одного аналогичного оружия", - заявил Сарибекян.
С этой точки зрения предлагаемые поправки в упомянутые законы явно половинчатые. Нужно полноценное регулирование сферы, упрощение документации, сокращение бюрократии.
Параллельно Сарибекян предлагает на государственном уровне разработать политику приобщения граждан к культуре ношения оружия, и начать это со школьной скамьи.
"Представители охотничьей сферы долгие годы предлагают компетентным структурам свою профессиональную, консультативную помощь. К сожалению, в школах не учат правилам обращения с оружием. С целью восполнить этот пробел мы и предлагали свою помощь. Без минимальных знаний и культуры охоты, культуры ношения оружия ни одна санкционная мера не будет работать", - убежден Сарибекян.
О необходимости усовершенствования и упрощения охотничьего и оружейного законодательства говорит и бывший пресс-секретарь Минобороны, эксперт парламентской комиссии по обороне и безопасности Арцрун Ованнисян.
"Сфера оружия в широком смысле нуждается в радикальных правовых изменениях. Нынешние процедуры сбора документации, необходимой для покупки оружия, слишком сложны, непонятны и нелогичны. Непозволительно в 21 веке каждый раз доказывать, что ты – не псих, не наркоман и не состоишь на учете в наркодиспансере. Должна существовать какая-то единая база данных, например. И таких моментов, усложняющих жизнь людей, слишком много", - сказал Ованнисян нашему изданию.
Он считает неправильным и то, что граждане могут приобрести оружие только по линии охотничьих организаций. Очень многие любители оружия не хотят заниматься охотой, но состоят в военно-спортивных клубах, хотят заниматься огневой подготовкой, упражняться в стрельбе на дистанции, усовершенствовать свои навыки, особенно при наличии столь большого числа угроз безопасности страны. По мнению Ованнисяна, эту установку нужно изменить, о чем были соответствующие предложения. Наш собеседник вместе с некоторыми коллегами участвует в разработке законодательства о либерализации оружейной сферы. В ближайшие месяцы документ может быть внесен в повестку парламента.
Эксперт парламентской комиссии в то же время сторонник того, чтобы владельцы оружия сдавали экзамен, прежде чем приобрести его.
Как бы то ни было, предложенные правительством изменения в указанных законах еще предстоит обсудить с привлечением всех заинтересованных сторон. В этом плане можно предположить, что будут выработаны наиболее эффективные варианты решения существующих проблем.