Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Американцам в Сирии жутко некомфортно
Получается так, что в сирийском урегулировании ожидаются серьезные изменения. Тройка гарантов астанинского формата – Россия, Иран и Турция – вновь активизировала переговорный процесс. Причем активизировала резко. В самом начале следующего года сначала ожидается встреча министров иностранных дел стран-гарантов "астанинского формата" (предположительно в Анкаре).
Затем – высокий саммит руководителей России, Ирана и Турции, который пройдет в Тегеране. Следом предполагается очередной, уже восемнадцатый раунд переговоров в "астанинском формате". То есть налицо резкая активизация переговорного процесса по урегулированию ситуации в Сирии. Определенный элемент неожиданности в этом, конечно же есть, но не более того.
Ведь на самом деле о том, что Соединенные Штаты в любом случае скоро будут эвакуироваться с сирийского плацдарма, как это случилось в Афганистане, говорили многие из политических экспертов. Причина все та же – американцы вынуждены перебрасывать весь свой военный и дипломатический потенциал в другой регион. Концентрируется на индо-тихоокеанском направлении, где собирается схлестнуться в жесткой схватке за мировое лидерство (военное, экономическое, идеологическое) с Китаем.
В Сирии же Соединенным Штатам, по большому счету, делать больше нечего. Вот здесь надо просто понимать, что в конечном итоге уйдут оттуда (из Сирии) американцы. И бросят на произвол судьбы своих подопечных курдов точно так же, как сделали это летом в Афганистане.
"…Они сейчас там больше получают проблем..., они вводят свои порядки, но реально не могут обеспечивать жизнедеятельность этих структур. И к тому же там среди беженцев накопилось немало бандитов и террористов... Я думаю, американцы понимают, что им там некомфортно, неудобно…" – это слова министра иностранных дел Российской Федерации Лаврова. И именно этими соображениями сейчас, видимо, и следует объяснить активизацию переговорных процессов в столице Казахстана Нур-Султане.
Эрдоган будет вечно ссылаться на "курдскую угрозу"
Сейчас основные игроки пытаются передислоцировать свои силы и позиции в ожидании, когда начнется дипломатическая схватка за влияние на освободившихся после американских солдат территориях. И вот тут-то и ожидаются самые серьезные неожиданности. Когда взбрыкнет Турция.
Ведь требование признать территориальную целостность Сирии для Эрдогана – это нож острый. Не для того он столько лет воевал за тот же Идлиб или за северные сирийские приграничные территории. Не для того он проливал кровь своих солдат и союзников-туркоманов, "освобождая" от курдов расположенный близко к турецкой границе Африн, чтобы сейчас вот так вот, с пустыми руками встать и уйти.
Еще из истории известно, что вытурить турецкого солдата с территории, куда он уже смог зайти и закрепиться – задача не из легких. Однако придется, поскольку во главе угла переговорного процесса в астанинском формате лежит именно эта идея. Идея территориальной целостности и суверенитета Сирии, о которой в Нур-Султане спецпредставитель российского президента Лаврентьев еще раз настоятельно напомнил представителю турецкого МИД Сельчуку.
По результатам этого разговора с турецкой стороной Лаврентьев потом сказал журналистам следующее: “Наши турецкие партнеры на постоянной основе заявляют нам, подчеркивают, что они за территориальную целостность Сирии, за единство Сирии, за ее независимость, что находятся там временно и уйдут, как только позволит возможность”.
Только как должны сложиться обстоятельства в процессе сирийского урегулирования, чтобы можно было сказать туркам, что возможности позволяют им уйти, пока не совсем понятно. Видимо, это дело будущего.
И хотелось бы надеяться, не настолько далекого будущего, как хотел бы лично президент Турции Эрдоган. Ведь понятно же, что турецкая сторона до бесконечности будет ссылаться на наличие курдского фактора и необходимость защищать свои границы.
Курды рискуют остаться "под турецким ятаганом"
Однако после ухода с сирийской территории американских солдат наличие солдат турецких (кстати, и те, и другие – натовские) грозит стать фактором гораздо более дестабилизирующим обстановку в стране. Ведь уже на опыте Афганистана мировое сообщество должно понимать, что Соединенные Штаты оставят своих союзников-курдов без защиты перед турецким ятаганом – и даже глазом не моргнут.
Неплохо бы задуматься над этим фактором и самим сирийским курдам. Весьма интересно по поводу курдского фактора высказался опять-таки министр иностранных дел России Сергей Лавров. Сами курды должны определиться, сказал он. Напомнил, как сначала Трамп сказал, что США уходят из Сирии – и курды стали просить русских помочь наладить диалог с Дамаском. Затем Трампа “дезавуировали”, и интерес курдов к диалогу с сирийским руководством пропал.
Как бы то ни было, уже понятно, что в процессе сирийского урегулирования ожидаются серьезные, кардинальные изменения. И связаны эти изменения не только с ожидаемым уходом Соединенных Штатов. Уход американцев в любом случае всколыхнет весь ближневосточный регион, вызовет такие глобальные геополитические изменения, что мало никому не покажется.
А вот конкретно по Сирии уже сейчас следует готовиться к тому, что будут претензии Турции на целый ряд сирийских территорий. Пока об этом дипломаты стараются не говорить, но это только “пока”.
Следует понимать, что сразу же после “очистки территории” от одних оккупантов (а США именно в этом статусе и присутствуют в Сирии, без приглашения), придется поработать над зачисткой других оккупантов – турецких. И это действительно может стать предметом серьезных разногласий уже между странами-гарантами астанинского формата, между Анкарой с одной стороны и тандемом Москва - Тегеран – с другой.