ЕРЕВАН, 23 дек — Sputnik. Визит главы МИД Ирана в Баку и переговоры с азербайджанским руководством несколько ускользнули из поля зрения армянской общественности. Внутриполитические дебаты, страсти вокруг бывшего уже мэра Еревана, похоже, заглушили внешнюю повестку.
А меж тем, активизация ирано-азербайджанского диалога вряд ли может считаться хорошей новостью для Еревана. По мнению заведующего кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардана Восканяна, безусловно, бакинский вояж Хоссейна Амира Абдоллахияна нельзя считать свидетельством какого-то крена политики ИРИ в сторону Азербайджана, так как армянский вектор продолжает сохранять свою актуальность и важность. Тем не менее определенные неприятные выводы для себя армянская сторона должна сделать.
Эксперт в интервью Sputnik Армения отметил, что власти Армении проводят во многих случаях непредсказуемую, с точки зрения иранцев, политику - их действия носят стихийный характер, нет внятной линии поведения. Исламская республика по-прежнему готова к реализации тех экономических, инфраструктурных проектов, которые неоднократно обсуждались и проговаривались.
Но проблему нужно искать в действиях армянского руководства. Так, частичная передача под азербайджанский контроль трассы Горис-Капан серьезно затруднила грузоперевозки из Ирана в Армению и далее к черноморским портам.
"Иранская элита считает, что в настоящий момент в Армении нет соответствующих условий для полноценного транзита иранских грузов и формирования пресловутого коридора Персидский залив-Черное море. Иран хочет иметь транзитные пути на север, и в этом контексте следует рассматривать попытки сблизиться с Азербайджаном, так как кооперация с Баку даст Тегерану определенное поле для маневра", - сказал Восканян.
Он с сожалением констатирует, что Азербайджану на данном этапе удалось ограничить армяно-иранское сотрудничество в сфере коммуникаций, особенно по части упомянутого коридора. И очевидно, что дорога Татев-Агвани-Капан не может быть альтернативным трассе Горис-Капан маршрутом для грузоперевозок.
Восканян убежден, что иранская сторона категорически против предоставления Азербайджану т.н. "Зангезурского коридора", эта пантюркисткая идея напрямую угрожает иранским интересам. Однако давление Баку на Ереван и отсутствие внятных сигналов со стороны последнего ставят иранцев в неловкое положение, подрывают доверие. В Тегеране в этой ситуации не могут понять, какие шаги готова предпринять Армения для недопущения этого проекта.
"У нас есть огромный задел для работы с Ираном. Внутри этой страны есть проармянские настроения, которым нужно придать институциональный характер. Не стоит думать, что эти настроения впоследствии не изменятся. Думаю, что создание армяно-иранских групп дружбы могло бы во многом исправить ситуацию и стимулировать взаимодействие", - считает Восканян.
В то же время, говоря об ирано-азербайджанском сближении, необходимо учитывать и стремление Ирана максимально укрепить свое влияние в Азербайджане, используя в первую очередь шиитский фактор внутри прикаспийской республики. И, хотя Иран не любит это афишировать, есть и серьезная поддержка шиитских кругов Азербайджана, говорит наш собеседник.
К тому же экономическая кооперация – это еще далеко не показатель доверия. Иран по-прежнему с большой опаской относится к тем или иным действиям азербайджанского руководства. О недоверии свидетельствует сохраняющееся присутствие иранских войск у границ с Азербайджаном, куда они были стянуты еще несколько месяцев назад для учений.
По мнению востоковеда, Иран проводит политику кнута и пряника по отношению к Азербайджану. Последний в свою очередь понимает, что ухудшение отношений с южным соседом не исходит из его интересов и таит в себе множество угроз, в том числе экзистенциальных. В любом случае, полагает эксперт, мы сейчас имеем дело с ситуативным потеплением, и эскалация может произойти в любой момент.