Лилит Демурян, Sputnik Армения
В первом материале цикла обратимся к кинорежиссеру Сергею Параджанову и художнику Маркосу Григоряну (Марко).
Два совершенно разных, но одинаково гениальных художника встретились в 1980-х годах в Нью-Йорке. Как только Параджанов получил карт-бланш на зарубежные поездки (ему как диссиденту выезд из страны долгие годы был воспрещен), его засыпали приглашениями из разных стран мира. Одной из первых стала поездка в США, где на осеннем кинофестивале в Нью-Йорке проходил показ фильмов режиссера. В тот вояж он отправился вместе с кинооператором Альбертом Явуряном, а уже на месте они познакомились с Маркосом Григоряном.
Научный сотрудник Музея литературы и искусства Зара Мокацян рассказывает со слов Явуряна, как Маркос (она его в беседе называет Марко – ред.) несколько дней бегал с Параджановым по Нью-Йорку и без устали знакомил с городом.
Сотрудница Музея литературы и искусства имени Егише Чаренца Зара Нокацян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Однажды он отвез кинематографистов в магазин кинотехники и предложил выбрать любую аппаратуру. Вечером техника уже стояла в упаковке в их гостиничном номере.
"Марко никогда не рассказывал об этом, он был очень замкнутым человеком. А Альберт говорил, что по тем временам такой подарок считался просто царским для советских кинодеятелей", — вспоминает Мокацян.
Параджанов и Явурян вернулись в Армению с новым оборудованием. Чтобы отблагодарить Марко кинорежиссер решил подарить армянский ковер художнику, чье имя было хорошо известно как армянским, так и иранским ковроделам.
Параджанов, сочинив по обыкновению целую легенду, заявил Марко, что этот "старинный" ковер представляет собой исключительную ценность, поэтому и отправлять его пришлось в строжайшей тайне.
Подарки художника Маркоса Григоряна Музею литературы и искусства имени Егише Чаренца
© Sputnik / Aram Nersesyan
Маркос же Григорян, не уступающий другу в артистизме, решил ему подыграть. Проживший большую часть жизни в Иране художник конечно же знал толк в коврах и был способен отличить "свежеиспеченный" от старинного. Вместо благодарственного письма или звонка он просто отправил Параджанову несколько артистических фотографий.
В Музее литературы и искусства хранится одна любительская запись, на которой запечатлены номера Параджанова и Явуряна в нью-йоркском отеле. Видны ящики с подаренным Марко оборудованием.
Ковер, который стал частью экспозиции под названием "Подарок Еревану", связывает два континента и двух великих художников мировой культуры - Параджанова и Маркоса Григоряна.
Полученные и подаренные знаменитостями подарки находятся сегодня в "Ташир стрит" в Ереване, а выставка посвящена 100-летию Музея литературы и искусства.