Жанна Погосян, Sputnik Армения
Эмилия Микаелян (девичья фамилия Болбочан), молдаванка по национальности, свободно говорит на армянском языке, хотя и немного волнуется, что ее сложно понять из-за акцента.
“Когда меня просят рассказать о Гегазнике, я не знаю, что и сказать: так толком и не вкусила радости семейной жизни, он был то в разъездах, то на войне”, - говорит 66-летняя Эмилия. Ей было всего 35 лет, когда в центре Еревана убили ее мужа.
По ее словам, в роли жены Гегазника Микаеляна, любящего мужа, отца троих детей, защитника молодой армянской республики, известного в рядах ополченцев под боевым именем Чауш, Эмилия прожила вдвое меньше, чем в статусе вдовы Национального героя Армении.
Вдова Национального героя Армении Гегазника Микаеляна Эмилия
© Sputnik / Aram Nersesyan
Они поженились в 1973 году. За 17 лет совместной жизни у них есть только одна совместная фотография. Зато в альбоме Эмилии есть десятки фотографий детей и военных снимков Гегазника.
У них трое детей, сыновья Альберт и Гамлет живут с семьями во Франции, а дочь Анаит с мужем в Ереване. И сегодня, когда дети разъехались кто куда, Эмилия продолжает жить в квартире в Аштараке, где все ей напоминает о ее муже и счастливом прошлом.
Их знакомство началось с "одной большой проблемы" — настойчивый армянский юноша никак не оставлял ее в покое, вспоминает она.
"Дома меня предупреждали - держаться подальше от армян, грузин, кавказцев. Так что, когда он в первый раз подошел ко мне и предложил познакомиться, я сказала ему, что слышала, что армяне - не похожи на другие народы. Он ответил, что в каждом народе есть не похожие друг на друга люди, и все не могут быть похожи друг на друга. Он настаивал на встрече и я согласилась, но с условием, что приду в сопровождении подруг", — вспоминает Микаелян.
Знакомство состоялось в российском городе Старый Оскол. Там 18-летняя девушка проходила практику, а 22-летний Гегазник подрабатывал (в его семье было семеро детей, и старшие работали с малых лет) .
Прямо во время первой же встречи Гегазник предлагает молодой молдаванке выйти за него замуж. Та отвечает отказом. “У тебя уже есть кто-то на примете?”, спрашивает молодой человек. "Нет", звучит роковой ответ Эмилии.
После этого девушка возвращается на каникулы в родное село Бульбоака на юго-востоке Молдовы. И вот, в один прекрасный день к ним домой приходят из сельсовета и говорят, что "Эмилию зовут к телефону".
Вдова Национального героя Армении Гегазника Микаеляна Эмилия
© Sputnik / Aram Nersesyan
"До сих пор понятия не имею - как он смог найти номер нашего сельсовета. В результате все село узнало, что мне звонил какой-то армянин. А я даже не решила - буду ли за него выходить замуж, зато моя репутация уже была под вопросом. Мама сказала мне, чтобы я сама решала, хочу ли я за него замуж или нет. По телефону я сообщила Гене (так вдова называет мужа), что родители против нашего брака, а он не растерялся и сказал, что приедет к нам в Молдову и всех уговорит", - вспоминает Эмилия.
Проявив завидное упорство, молодой человек добился своей цели: после очередной встречи в России, пара решила вместе приехать в Армению. Отец Гегазника сначала не принимает иностранную невесту, он даже отказывается возвращаться домой несколько дней. Но потом, убедившись в ее преданности сыну, принимает молдаванку в семью.
"Устроили большой пир. Я не знала ни слова по-армянски, да и русский у меня был на среднем уровне, я не понимала многого из того, что происходило, но уже чувствовала себя как в родном доме", — вспоминает Эмилия.
В 1988 году Гегазник работал на заводе полупроводников. Когда началось Карабахское движение, фабрика превратилась в оружейную мастерскую: собирали по школам учебное оружие, охотничьи ружья, переделывали под боевые патроны и отправляли на фронт.
Вдова Национального героя Армении Гегазника Микаеляна Эмилия
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Он приходил поздно ночью или вообще не приходил. Я подозревала его в измене, что угодно думала. Когда я спрашивала в чем дело, он отвечал мне, что это "секрет". А однажды, когда я в очередной раз расстроилась, он сказал мне правду и попросил никому не рассказывать об этом", — вздыхает вдова Гегазника.
Спустя несколько месяцев Гегазник уже не ограничивался только изготовлением оружия, он сформировал аштаракский отряд, который сражался в разных регионах Армении: Мегри, Арарате, Ноемберяне.
Сюник был одной из самых болезненных точек для Гегазника, который говорил, что “если армяне не возьмутся за оружие, Зангезур станет турецким, как и Карабах” (это было накануне масштабной войны в Карабахе).
По ее словам, Гегазник Микаелян стал одной из жертв политического хаоса. В 1990 году правящая в Армении партия Армянское общенациональное движение (лидеры - Левон Тер-Петросян, Вано Сирадегян) пыталась объединить боевые отряды добровольцев, которые были созданы по всей стране. Однако, военная организация Армянская национальная армия (АНА) никак не соглашалась подчиниться АОД.
Согласно официальной версии, в ночь на 28 августа вооруженные отряды АНА обстреляли одну из автозаправочных станций Еревана, в результате чего 3 человека были ранены. 29 августа Гегазник Микаелян и депутат парламента Армении Витя Айвазян направились в их штаб-квартиру на ул. Мелика-Адамяна в центре столицы для выяснения обстоятельств происшествия. На подходе к штабу по ним открыли огонь, Микаелян и Айвазян были убиты.
"Тем утром я проснулась и заметила большое скопление людей во дворе. Вскоре один из родственников Гены подошел ко мне и попросил дать его одежду. Я спросил его, что случилось, он сказал, что все нормально, Гегазник в больнице, поклялся отцом и матерью, что с ним все хорошо. Все вокруг плакали, но я думала, что он жив, верила клятвам родственника. Нашему младшему ребенку - дочке Анаит на тот момент только исполнился год. Мы не успели толком обустроиться в этом доме, переехали всего за три месяца до этого, спали на полу. Гена говорил, что все устроит, что все будет хорошо…", - вспоминает вдова Гегазника.
Гегазник Микаелян (Чауш) похоронен в родном селе Сасуник Арагацотнской области Армении. В 1996 году ему было присвоено звание Национального героя Армении. Эмилия планирует обратиться к государству с просьбой перевезти тело ее мужа в Городской Пантеон (где уже похоронен Витя Айвазян, - ред.).
"После убийства мужа мы сделали все возможное, чтобы мальчики покинули страну. Я очень боялась, что за них тоже могут взяться… Я каждый день говорю с портретами Девы Марии и Гены, говорю - зачем ты меня оставил одну, мои собственные внуки сейчас не узнают меня… Мои сыновья несколько раз предлагали мне переехать к ним, во Францию, но я не хочу этого. Если бы мне захотелось уехать из Армении, я бы поехала в свою страну, в Молдову, у меня там есть сестры и брат. Но мне хорошо в Армении, здесь я не чувствую себя в чужой стране, не чувствую себя иностранкой", — говорит Эмилия.
Кстати, дом Микаелянов выделяется в Аштараке, на его фасаде можно увидеть уникальную арт-работу: портрет Гегазника, составленный из более чем 7000 пробок. Автор - художник Арман Степанян.
Вдова Национального героя Армении Гегазника Микаеляна Эмилия
© Sputnik / Aram Nersesyan