Незадолго до нового года прокуратура Турции успела передать в Великое национальное собрание объемное резюме, подкрепляющее ходатайство о лишении почти трех десятков оппозиционных законодателей депутатской неприкосновенности. Парламентская комиссия по конституции и юстиции уже приступила к рассмотрению документов. Судя по всему, в списке "преступлений", которые инкриминируются оппозиционерам, будут и озвученные ими призывы осудить геноцид армян.
Депутаты нынешней каденции едва успели приступить к работе, как генеральная прокуратура начала готовить материалы, обосновывающие необходимость уголовного преследования в отношении некоторых из них. Список "неугодных" пополнялся группами. Последние пополнения произошли в прошлом году.
17-го апреля в меджлис поступило ходатайство о снятии депутатской неприкосновенности с десяти депутатов, оппонирующих правителям. Среди них был и лидер Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу. Пятого октября в список добавили еще четыре фамилии.
По последним сведениям, кандидатов в уголовники уже 28. Подавляющее большинство – депутаты от прокурдской Демократической партии народов. Возглавляют список сопредседатели партии Первин Булдан и Митхат Санджар. Участь депутатов от ДПН разделили двое парламентариев от правоцентристской Хорошей партии, двое народно-республиканцев, и по одному законодателю от Рабочей партии и Партии демократических регионов.
Заметим, что в числе тех, кого прокуратура призывает лишить неприкосновенности и предать суду, член парламентской комиссии по бюджету, этнический армянин Каро Пайлан, представляющий в меджлисе прокурдскую Демократическую партию народов. Это далеко не первая попытка правителей усадить Пайлана за решетку. Если верить ходатайству прокуратуры, то на этот раз претензии правоохранителей связаны с высказываниями депутата, осмелившегося поставить под сомнение законность отстранения от должности мэра Диярбекира и назначения на его место ставленника Эрдогана. Оценка, озвученная законодателем, якобы "оскорбляет достоинство турецкой нации". Но нет сомнений в том, что на самом деле Пайлана наказывают за его активную гражданскую позицию в армянском вопросе.
Эрдогана крайне возмутил факт того, что 25-го апреля Каро Пайлан представил в меджлис законопроект о признании Геноцида армян. Подобную дерзость турецкий президент обычно не прощает.
Есть сведения о том, что обвинения в отношении других депутатов, тоже прямо или косвенно связаны с темой геноцида армян. По крайней мере в случае с некоторыми из них. Как сообщает турецкое издание "Ahval", среди обвинений в адрес парламентариев от ДПН значится и тот факт, что они фактически поддержали инициативу Пайлана. Дело в том, что все те прокурдские депутаты, которых прокуратура предлагает привлечь к ответственности, 24-го апреля прошлого года присутствовали на заседании Центрального исполнительного совета Демократической партии народов, в ходе которого был озвучен адресованный правительству Турции призыв официально признать и осудить факт армянского геноцида.
Правоохранители считают, что депутаты, разделив точку зрения о том, что события 1915-го года были геноцидом, совершили уголовно наказуемое преступление. Состав этого преступления описывает 301-ая статья уголовного кодекса, карающая за "оскорбление Турции, турецкой нации или турецких правительственных институтов".
Таким образом, становится очевидным, что мы вновь имеем дело с попыткой пресечь развитие темы признания армянского геноцида, которая в турецком общественном дискурсе с каждым годом становится все более актуальной. Оппонентов Эрдогана, способных называть вещи своими именами, теперь уже не защищает даже депутатский мандат.
В последние годы турецкие диссиденты все чаще страдают из-за высказываний о необходимости признания геноцида армян.
Призывы к покаянию за резню 1915-го года стали одной из самых распространенных причин политических репрессий. Именно за это поплатился известный правозащитник, президент фонда "Anadolu Kultur" Осман Кавала. После того, как меджлис отказался ратифицировать подписанные в Цюрихе протоколы и процесс армяно-турецкого примирения фактически зашел в тупик, он стал открыто оппонировать правителям, настаивать на необходимости осуждения преступлений младотурецкого режима. Похоже, именно это и взбесило Эрдогана больше всего.
Вероятно, было вовсе не случайным и то, что лидер прокурдской Демократической партии народов Селахаттин Демирташ, дважды баллотировавшийся на пост президента, был арестован сразу после своего исторического выступления в Измире, в ходе которого он назвал события 1915-го года геноцидом и приветствовал принятие Бундестагом Германии резолюции, осуждающей злодеяния младотурок. Демирташ до сих пор в тюрьме, несмотря на постановления Европейского суда по правам человека о его освобождении.
Для начала судебного процесса над депутатами необходимо, чтобы инициативе прокуратуры дали добро в министерстве юстиции и в парламенте. Минюст тянуть не станет. Если же идею Эрдогана одобрит и меджлис, лишив оппозиционных депутатов иммунитета, список турецких политзаключенных, скорей всего, очень скоро пополнится сразу 28-ю именами. Ведь рассчитывать на беспристрастность судов не приходится.
Заказ – карать за любое упоминание о необходимости признания геноцида армян – очевидно, уже спущен. Иначе вряд ли бы Эрдоган год назад, выступая в Баку на военном параде, вспомнил добрым словом Энвера пашу, одного из главных организаторов армянской резни.