Трагедия под Новый год: родители убитого сослуживцем солдата Тадевосяна рассказали правду

Отец Мовсеса, Арамаис Тадевосян
31 декабря, когда многие были заняты предпраздничными хлопотами, в городе Севан разнеслась горестная весть: убит 18-летний военнослужащий Мовсес Тадевосян. Так, для многодетной семьи Новый год отныне перестал быть праздником.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Карине Арутюнян, Sputnik Армения

В начале 2022 года Минобороны Армении сообщило, что утром 31 декабря 2021 года, на боевой позиции одной из воинских частей Вайоцдзорской области был обнаружен военнослужащий Мовсес Тадевосян с огнестрельным ранением в голову. Солдат скончался по дороге в больницу. По подозрению в убийстве арестован его сослуживец.
Над дорогой, ведущей в один из кварталов города Севан (63 км к северо-востоку от Еревана) под названием "Микро", от тротуара к тротуару вывешена большая траурная лента с надписью "Мовсес 18". Прохожие на улице уже в курсе и показывают, как проехать к дому погибшего солдата: весть о его убийстве потрясла город в канун Нового года.
Траурная лента в городе Севан
Траурная лента в городе Севан
Об этой печальной вести семье сообщили в тот же день: в то новогоднее утро, когда женщины обычно заняты предпраздничной суетой, сестра Мовсеса - Мелания, проживающая в городе Масис, с мужем была на пути в Севан. Муж Мелании не рассказал жене о трагедии, лишь сообщил, что ей нужно быть рядом с родителями.
"Оба моих брата находились на службе, в одной части. Утром я разговаривала со старшим братом - Овсепом, а Мовсес на мои звонки не отвечал. Муж вел машину очень нервно, и я не хотела его отвлекать расспросами, чтобы ненароком не попасть в ДТП... Я всегда верила в новогоднее чудо, ждала Нового года, чтобы загадать ночью желание: по дороге к нашим мысленно молилась: "Господи, только бы свет не был зажжен у входа в наше здание" (в знак траура над входом в подъезд включают лампочку, даже в дневное время, - ред.). Но чуда не произошло, новогодняя сказка рухнула, над входом горела маленькая лампочка", - говорит Мелания.
Сестра Мовсеса, Меланья
Эта же лампочка горела и во время нашего визита к Тадевосянам. Несмотря на это, в однокомнатной квартире родителей Мовсеса стоял полумрак, да и не было нужды в свете, каждый здесь хотел найти свой укромный, темный уголок. В маленьком доме много народу: все собрались. У Мовсеса 2 сестры, они уже замужем, и 3 брата. Старший брат – Срапион, почти месяц, как женился, живет отдельно, на съемной квартире. Другой брат – Овсеп, служил с Мовсесом, и сейчас приехал домой, на побывку. А их младший брат – Петрос, пойдет служить в следующем году. В доме стоит ветхая, изношенная мебель, ремонтом тоже давно никто не занимался, некогда заботливо оштукатуренные стены уже успели потрескаться. Как смогла супружеская пара с 6 детьми уместиться в однокомнатной квартире, и при этом жить без стабильного заработка, одному Богу известно.
Трое сыновей с родителями
Отец Мовсеса курит сигарету за сигаретой и не отрывает глаз от поставленной в рамку фотографии сына: все что-то говорят, рассказывают о Мовсесе и только служивший с братом Овсеп молчит, ищет повода выйти из дома. Но мама не оставляет его одного, не позволяет выходить из дома и остальных тоже предупреждает, чтобы не сводили с него глаз.
Овсепу сначала сказали, что брат покончил жизнь самоубийством, отпустили домой на 2 недели. "Но я сразу понял, что это не самоубийство. По словам сослуживцев, выстрел был произведен не из закрепленного за ним оружия. Мовсес ни с кем не имел проблем, даже с самим собой", - говорит Овсеп. Через несколько дней он вновь должен отбыть на службу, в ту же воинскую часть.
Брат Мовсеса Тадевосяна, Овсеп
Отец убитого солдата говорит, что, прежде всего, сильным сейчас должен быть Овсеп, чтобы мог служить там, где все напоминает о брате. "Если бы его турки убили, наше горе было бы другим, мы хотя бы осознавали, что он погиб, защищая родину. Но моего молодого сына отняли у меня по какой-то нелепой причине", - говорит Арамаис и добавляет, что все началось с мелкой ссоры.
До семьи дошли слухи, что арестованному сослуживцу Мовсес сделал замечание по поводу того, что тот заснул на посту. Впоследствии это переросло в ссору, и утром 31 декабря закончилось смертельным выстрелом в голову. Но это пока лишь слухи, а правду сейчас знает лишь стрелявший в Мовсеса.
Семья отмечает, что Мовсес никогда не проявлял агрессивного поведения: был трудолюбив, ответственен, его уважали. Кстати все 4 брата занимались одним делом: устанавливали нагреватели, занимались электромонтажными работами. Независимо от возраста, все они работали и помогали родителям, чем могли.
Родители говорят, что детей впутывать в судебные дела не будут. Мама погибшего - госпожа Лилик - отмечает, что ее сыновья не должны враждовать ни с кем, не должны держать зла ни на кого. Несмотря на то, что у них была тяжелая жизнь, ее сыновья всегда отличались в городе своим примерным поведением.

"Были дни, когда мои дети голодали, пили только воду, но если на улице кто-то угощал их конфетой, они не брали, говорили, что сыты. Мы прожили очень тяжелую жизнь, рубили с мужем дрова, ловили рыбу в озере, чтобы дети не голодали, но были счастливы, что мы вместе. Всегда была готова браться за любую работу. И сейчас жду, может, кто-то позовет на уборку дома, чтобы заработать на кусок хлеба", - говорит госпожа Лилик (ее и без того опухшие глаза вновь заливаются слезами).

Мать со старшим сыном Срапионом
Старший сын Лилик – Срапион, подходит и садится рядом с матерью, обнимает ее, поглаживает по голове и напоминает, что нужно быть сильной. Срапион рассказывает, что у Мовсеса были проблемы с сосудами, на щиколотке вены почернели, будто прожженные. До призыва, во время медосмотра сказали, что необходимо более детальное обследование, но Мовсес записался добровольцем, чтобы отправиться на службу.
По словам Срапиона, никто на его брата не жаловался, проблем на службе не было, а сам он был психологически устойчив.
"Мовсес признавался маме, что гордится тем, что защищает ее. Превозмогая боль в ногах, он старался сверх своих сил, чтобы не говорили: "Мовсес нехорошо бежал, придется бежать всем заново". А теперь он убит руками одного из сослуживцев...", - говорит брат погибшего.
Срапион рассказывает, что сразу же после 44-дневной войны, которую он прошел добровольцем, все братья отправились в послевоенный Карабах. Старший брат хотел, чтобы готовящиеся к отправке в армию братья увидели последствия войны, поняли, что значит враг и чего можно от него ожидать. Он говорит, что хотя родители вырастили их с трудом, однако, когда они повзрослели, стало понятно, что дом прочно стоит на четырех столпах – 4-х братьях. А теперь, когда одного из этих столпов не стало, Срапион с тревогой в голосе говорит, как бы дом не обрушился при сильном ветре.
При этих словах сына глаза госпожи Лилик вновь наполняются слезами, она говорит, что уже все разрушено. Через несколько дней двое дочерей разъедутся по домам, старший сын тоже уедет, Овсеп отправится на службу, а летом уже и младший сын пойдет в армию и дом полностью опустеет…