ЕРЕВАН, 9 янв – Sputnik, Арам Гарегинян․ Картины можно не только виртуально писать, но и продавать. Такую возможность предлагают художникам технологии на основе блокчейна. Его принцип (распределенное, децентрализованное хранение информации) используется в криптовалютах, благодаря чему их невозможно подделать (по крайней мере, такие случаи до сих пор не известны). Этот же принцип в перспективе можно использовать, например, для верификации электронных документов.
В мире искусства при помощи блокчейна хотят защищать авторское право на картины. Если художник продает ее коллекционеру или музею, к картине прилагается токен - цифровой сертификат о том, что она существует в единственном экземпляре. Такие токены получили название NFT (non-fungible tokens, или невзаимозаменяемые токены).
Теоретически NFT можно сделать практически под любой товар - не только под картину, но и под простой рисунок (главное, чтобы вы создали его сами, а не взяли в интернете). В мире уже появились несколько площадок, где выставляются NFT (OpenSea, Rarible и другие), причем не только картины, но и анимация и музыка.
Правда, в художественных салонах, а тем более в школах живописи картины на NFT не воспринимают как искусство, отмечает в беседе со Sputnik Армения французско-армянский художник Рудольф Барсикян, который провел в Ереване выставку своих работ Vie Digitale ("Цифровая жизнь").
Его любимые художники – Френсис Бэкон и Джексон Поллок, известные своим иррациональным видением живописи (хотя и трудно поверить в это, глядя на некоторые из картин Барсикяна, которые напоминают футуристические архитектурные чертежи).
Прошедшая выставка была для него первой в Армении, но, надеется он, не последней.
"Эта технология застала всех врасплох – надо сказать, и художников тоже. Недавно я был на семинаре по "токенизации" картин и фотографий, и многие мои друзья и коллеги не знали, что это. Но Поль Арденн, известный во Франции критик современного искусства, справедливо замечает, что эта технология может изменить нашу жизнь, и не только в искусстве", - говорит Барсикян.
Помимо прочего, новая технология позволяет защитить авторские права. До этого в сети практически невозможно было продавать картины. Даже если картина была оцифрована, никто не знал, в скольких экземплярах и у кого они. Теперь NFT сертификат подтверждает единственность картины.
Главное – чтобы цифровизация не выхолащивала воображение и эмоции художника, говорит Барсикян. "Конечно, я не перестал рисовать от руки. Так я делаю эскизы, когда хочу определить структуру и объем будущей картины", - говорит Барсикян.
С NFT-токенами он решил познакомить своих коллег в Армении и готов подробно рассказать им, что это такое.
Барсикян не забыл и о тех, кто пока только мечтает о профессии художника: в одной из ереванских школ он провел урок цифровой графики.
"С первых же дней в Армении я встречаюсь с прекрасными людьми. Дети в этих встречах занимают особое место. Правда, сам я не отважился провести урок, ведь я не учитель, поэтому мне помогала учительница рисования. Вернее, я ей помогал", - улыбается он.
"Я понимаю, в какое сложное время я сюда приехал, и хочу понять, что еще я могу сделать для Армении", - говорит Барсикян.
Художник вырос в армянской семье, его отец, который тоже недавно побывал в Армении, говорит на западноармянском. Сам Барсикян пока только успел выучить несколько слов, однако живому общению с детьми это никак не помешало.