Марианна Пайтян, Sputnik Армения
Лорийскую область, вероятно, можно назвать одной из самых феминизированных в Армении. По крайней мере, только тут мы слышали о женщинах, занимающих высокие должности в сферах, которые традиционно считаются сугубо мужскими. В Лори есть и женщина-начальник полиции, и женщина-лесничий.
Съемочная группа Sputnik Армения отправилась в село Маргаовит специально для того, чтобы познакомиться с первой и пока единственной в Армении лесничей, а также попытаться разобраться, в чем же секрет успеха этой голубоглазой красавицы.
Каждый день Эмма Гаспарян встает засветло, садится за руль автомобиля и держит путь в лес — в любую погоду, и несмотря на настроение. И так, все три года, что она руководит Маргаовитским лесным хозяйством филиала "Гугаркское лесное хозяйство" ГНКО "Армлес".
Село Маргаовит (раньше оно называлось Гамзачиман, а также Бозигюх) располагается между Памбакским и Халабским горными хребтами. Лесное хозяйство села Маргаовит составляет около 4000 га, 3200 территорий покрыты густым лесом.
— Остальное – пока нет, — говорит Эмма, особо выделяя слово “пока”.
Здесь есть специальные питомники, в которых с целью дальнейшей высадки выращивают различные сорта деревьев. Сажать их будут до 2050 года, и прекрасные лорийские леса станут еще гуще и богаче.
— Непривычно видеть женщину в роли лесничего. Работа не трудная?
Эмма лишь мягко улыбается, а отвечают за нее мужчины․
— Кто сказал, что это не женское дело ? У нас в Гугарке начальник полиции — тоже женщина. Знаешь, сестра, как хорошо она свое дело знает!
Лорийские леса манили Эмму с детства. Ее отец Жора Гаспарян сам был смотрителем леса, но родители и представить не могли, что пропадавшая с утра до ночи на природе девочка настолько ею проникнется, что, повзрослев, предпочтет лесничество медицине или музыке.
Долгие годы Эмма работала в Ванадзоре по первой специальности – фармацевтом. Признается, что ей очень нравилось делать лекарства, которые облегчают боль и помогают лечить людей. Друзья и знакомые обращаются к ней по сей день, когда надо определиться с тем или иным препаратом.
В 2004 году Эмма решила все же пойти дальше, получила диплом экономиста и управляющего аграрным производством и перешла на работу в лесное хозяйство. В январе 2019 года она стала лесничим.
Поначалу очень помогал советами отец, сегодня же Эмма уже состоявшийся профессионал, не нуждающийся ни в чьих наставлениях.
"У нее получается лучше меня. Наши лесники очень опытные, у каждого стаж по 20 лет, а то и больше, случайных людей здесь нет. При ней они работают лучше, уважают и прислушиваются. Мои слова не всегда хорошо воспринимали, приходилось идти на уступки", — рассказывает Жора Гаспарян.
Эмма в буквальном смысле выросла на глазах у этих людей. А сегодня та малышка стала их начальником. Она относится к ним с неподдельной добротой, но и спрос с них двойной. Говорит, что быть одновременно доброй и строгой научилась у отца и деда.
"Народ уважает, любит ее, это очень важно", — не без гордости сообщает отец Эммы.
Говорят, что сегодня работа в лесном хозяйстве уже не связана с большими рисками, чего не скажешь о темных и холодных девяностых. Людям тогда нужно было как-то греться и выживать, но леса при этом сильно пострадали.
Сейчас же случаев лесного браконьерства в их селе не бывает, не в последнюю очередь потому, что Эмма бдительности не теряет ни на минуту. Не дай бог заметит подозрительный свет в лесу – прыгает в машину, не колеблясь ни минуты, и едет в лес, чтобы выяснить что к чему.
Эмме часто предлагают работу в столице, но получают неизменный отказ. Слишком уж она привязана к сельской жизни, к работе.
Единственная женщина-лесничий Армении уверена, что страна быстрее встанет на ноги и будет развиваться, если люди перестанут всеми правдами и неправдами пытаться закрепиться в городе, а попробуют сохранить и приумножить то, что есть в их родных краях, сделать его лучше.