Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
…И грянул гром среди ясного неба
Казахстанские события, несомненно, несколько размыли внимание мирового сообщества, которое доселе целиком и полностью было сконцентрировано на женевской встрече представителей России и Соединенных Штатов. Даже Украина со своими претензиями к передислокации российских войск (заметьте - на своей территории), в какой-то момент отошла на второй план.
Хотя, до начала кровавых событий в Казахстане, Киев делал все возможное и невозможное, чтобы надиктовать женевской встрече в первую очередь свою собственную проблематику.
Ну, а жесткая реакция ОДКБ на мародерство, террор и применение боевого оружия, прозвучавшая в эти дни в Нур-Султане и Алмате, вообще сбила с толку мировое сообщество, для которого мгновенная высадка миротворцев стала громом среди ясного неба.
С одной стороны, сложившаяся ситуация весьма выгодна именно женевским переговорщикам из объединенного Запада, которые обязательно попытаются "замазать и заболтать" российские инициативы по Европейской безопасности. Речь идет, в первую очередь, ну конечно же, о Соединенных Штатах Америки, однако к процессу в обязательном порядке попытаются "примазаться" (и весьма активно делают это) НАТО и Евросоюз.
Ну, а что касается Североатлантического военного Альянса, то без переговорного процесса с чиновниками, окопавшимися в Брюсселе, в любом случае не обойтись. Ведь инициативы России по гарантиям европейской безопасности и не продвижению НАТО на восток их касаются в первую очередь. Ну… после главного заокеанского куратора действий Альянса - американцев.
С европейскими чиновниками (штаб-квартира, тот же Брюссель) все обстоит несколько сложнее. Высокопоставленные официальные лица со Смоленской площади (МИД РФ) изначально предупреждали, что о гарантиях безопасности будут договариваться только с теми, кто принимает условия и решает вопросы, то есть с США. Отнюдь не с сателлитами, которые только и делают, что покорно следуют в фарватере американской внешней дипломатии буквально во всем, начиная с санкционной политики, присущей в первую очередь именно заокеанскому Белому Дому, Госдепу и иже с ними.
Интересно, что подобный подход российской дипломатии раздражает в первую очередь именно чиновников из Брюсселя и столиц "младо-европейцев" с востока. Те же Германия, например, или Франция - лидеры Евросоюза - достаточно прагматично и с пониманием отнеслись к подобной позиции Москвы.
Решение ОДКБ настолько "консенсусное", что комар носа не подточит
В подобной ситуации, когда всем понятно, что Москва действительно не даст американцам "заболтать" свою инициативу, не даст отложить хоть какие-либо из пунктов в "долгий ящик", события в Казахстане действительно стали буквально манной небесной. Ведь украинский фактор, связанный с "российской угрозой оккупации" этой страны, на самом деле действует весьма слабо.
Как бы ни старались политики и дипломаты с Запада "выпятить" передислокацию российских войск вдоль государственных границ, все равно войска передвигаются по суверенной российской территории, юридически не нарушая никакого пункта международного права.
Поэтому уже сейчас можно предположить, что в Женеве, где начинается действительно труднейший переговорный процесс, будет сделано множество попыток свернуть тематику в русло казахстанских событий.
И в этом плане вдруг во всей своей красе вырисовывается фактор наличия остальных членов ОДКБ, которые вполне себе "консенсусно" приняли решение удовлетворить просьбу законно избранного руководства Казахстана помочь стране в сложившейся ситуации. То есть опять-таки о "российской оккупации" не может быть и речи, поскольку военный блок ОДКБ - это объединенные силы нескольких государств, а вовсе не "русский медведь", вдруг пробудившийся от спячки.
Так что, думается, для российской дипломатии, севшей за стол переговоров в Женеве, и в этом плане обеспечены "укрепленные тылы". И надежда американцев на то, что все-таки удастся "заболтать" российскую инициативу по объединенной европейской безопасности, ссылаясь на казахстанский кризис (они на это очень надеются), не оправдается.
Тем более, что кризис и эмоциональный фон, по всей видимости, уже пошли на спад. Сообщается, что казахстанские силовики наконец-то начали справляться. Задержано более 8 тысяч "протестующих", которые несколько дней подряд откровенно мародерничали, стреляли, убивали людей на улицах казахстанских городов. Понятно, что предстоит глобальная работа соответствующих служб и структур, чтобы просеять сквозь мелкое сито задержанных, чтобы понять, кто есть кто.
Кто прибыл в страну с конкретными заданиями и поддержками (финансы, средства, оружие). Кто уже тут, на месте связался со спящими ячейками (за деньги или же "по призванию"). Да и вообще, что за ячейки, что за организации, имена, явки, фамилии с отчествами и так далее. Правда, страны-члены ОДКБ уже сказали, что в этот процесс вмешиваться не будут.
Все в руках Армении - есть шанс действовать жестче, чем раньше
Кстати, из сегодняшнего Заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ по ситуации в Казахстане той же мировой общественности много интересного стало известно. Ясно стало, например, что миротворческие силы ОДКБ ни в коем случае не "зависнут" на казахстанской территории дольше необходимого срока. То есть действовать будут ровно столько, сколько потребуется, чтобы руководству страны справиться с кризисом и отвести грозу терроризма и вооруженного переворота, свержения власти в Казахстане. Так что, чисто юридически, как говорится, комар носу не подточит. Что же касается геополитических последствий казахстанского кризиса, то там перспективы и последствия явно более "долгоиграющие", нежели можно было предсказать. И они явно не в пользу американцев, садящихся за стол переговоров в Женеве.
Попытка взорвать ситуацию непосредственно на пороге российской границы откровенно провалилась - это уже ясно. Зато ОДКБ проявила себя во всей красе, молниеносно отреагировав на реальную и осязаемую угрозу одному из своих членов. Причем получилось это настолько эффективно и, если даже можно так сказать, демонстративно, что многие соседние государства, по всему внешнему периметру границ стран-членов этой организации, отныне будут долго и серьезно думать, прежде, чем рискнут действовать в недружественном ключе.
Весьма показательными в этом плане казахстанские события стали в контекстах ситуаций, в которых сегодня оказались и Армения, и Беларусь, и центрально - азиатские страны, граничащие с Афганистаном (ведь оттуда не исключено проникновение боевиков террористических организаций).
Что касается конкретно Армении, то уже сейчас, наверное, можно говорить о следующем. Угрозы внешнего вторжения, из-за требований турецко-азербайджанского тандема касательно так называемого "Зангезурского коридора", кажется, не предвидится. Какие-то вещи в глобальной геополитике уже поменялись - это очевидно.
И если Армения в сложившейся ситуации поведет себя насчет этого вопроса достаточно жестко, то получится следующее: дороге, соединяющей Азербайджан с Нахиджеваном, скорее всего, быть, как и всей остальной региональной логистике. Однако дорога - это не коридор, и контролировать ее (будь то полиция или таможня) будет именно та страна, по территории которой она проходит.
И, уж для полного счета - вскорости должны стать актуальными и дороги, связывающие Армению с Россией через Грузию, в том числе и через Абхазию. Но, об этом, действительно, отдельный разговор…