То, что за эмбарго не всегда удавалось следить – это частный случай. Глобально же проблема в том, что в Армении не ставят никакой разницы между отечественным производством и импортом. Пока сохранится такое индифферентное отношение, эффекта не будет ни от эмбарго, ни от льгот.
Эмбарго на турецкие товары, которое действовало год, отменили за день, 30 декабря 2021 года. С 1 января 2022-го оно уже не действует. Его вводили по хорошо известным причинам, но сейчас попытаемся поговорить о чисто экономическом аспекте.
Армянских товаров в Турции практически нет. Два с небольшим миллиона долларов экспорта, из которых полмиллиона – это сырье (шкуры скота для производства кожи). Для многомиллиардного рынка Турции это практически ничто. И едва ли вопрос в том, что все армянские товары неконкурентоспособны (в конце концов, если армянский коньяк, пусть и немного, везут из Еревана в Австралию, то уж как-нибудь довезли бы и до соседней Турции). Просто Турция применяет очень высокие тарифы для защиты своих производителей (и это касается не только Армении, но и других стран).
Со своей стороны власти Армении, прежние и нынешние, не применяли никаких ответных мер, и к 2018-19 годам республика импортировала турецких товаров на 250-270 миллионов долларов в год.
Импорт из Турции
© Sputnik / Shushanik Avdalyan
Импорт из Турции
© Sputnik / Shushanik Avdalyan
Турецкие товары после эмбарго де-факто продолжали попадать в страну. Конечно, следить за ними было непросто: импортеры переклеивали этикетки, выдавали турецкий товар за грузинский, российский или даже египетский.
С другой стороны, в республике появились, пусть и единичные, но примеры импортозамещения. Один производитель наладил выпуск клея, другой - расширил производство салфеток, третий начал выпуск рубашек.
Если теперь в Армению снова, уже в полную силу, хлынет турецкий товар, что они будут делать? Как они сохранят производство, как будут платить по кредитам, которые взяли на швейные машины и другое оборудование? Весь год министерство экономики (детищем которого было эмбарго) заявляло, что его нужно продлевать, более того, нужно запретить не только импорт, но и продажу турецких товаров. Бизнес, который весь этот год принимал эти заявления на веру, теперь встал перед фактом.
Конечно, можно возразить: несколько производств за год, и то небольших – это слишком мало, и эффекта от эмбарго нет. Но почему тогда государство не поставило политику импортозамещения на поток, а не оставило все на стихийные инициативы бизнеса?
Неверно сказать, что мер поддержки производства в Армении вообще нет: если производитель завозит станки или сырье, его освобождают от таможенных пошлин и дают отсрочку по НДС с этого импорта, а с прошлого года еще и субсидируют процентные ставки по кредитам на такие покупки. Но ведь эту поддержку государство предлагает для дела, а не для очистки совести. Если льготы объявили, кредиты субсидируют, эмбарго ввели, а дело не ладится, нужно попытаться понять, чего не хватает, почему новых производств открывается так мало. Или чего не хватает импортерам, чтобы самим стать производителями. Но ни одного обсуждения об этом за весь год проведено не было.
Хочешь сей, хочешь куй -
Все равно, получишь…
Сложившуюся ситуацию можно описать цитатой из старой частушке советских времен. В наши дни она получилась бы прозаичнее: Хочешь – шей, хочешь – крути отверткой, хочешь – привози турецкий или какой угодно товар, все едино.
Суть такова: никакой разницы между местным производителем и импортером в Армении не ставится (не учитывается даже то, что местное производство неизбежно платит больше налогов, чем импортеры). Власть сменяет одна другую, а подход остается таким же, и обсуждать все технические вопросы эмбарго имеет смысл лишь тогда, когда изменится отношение в главном – в поддержке своих производителей.
Более того, в данном случае с местными производителями поступили даже хуже, чем с импортерами турецких товаров: тем хотя бы дали два с лишним месяца (об введении эмбарго объявили 20 октября 2020 года, а в силу оно вступило 1 января), а отменили эмбарго, не предупредив местный бизнес, 30 декабря - всего за два дня до звонка.
Небольшое отступление
Укажем на одно исключение: в прошлом году Армения установила защитные пошлины против иранского цемента, заявив, что местные заводы не могут конкурировать с ним, так как в Иране очень дешевый газ. Тогда практически никто в правительстве и парламенте не говорил "пусть все решит конкуренция" – все сказали (и с полным основанием), что нужно сохранить две тысячи рабочих мест на цементных заводах. Так почему же точно так же не поступают с другими производствами?
Кроме того, что в обмен на эту поддержку правительство Армении ничего не потребовало у местных цементных заводов: например, повысить энергоэффективность, чтобы снизить себестоимость (ведь если государство помогает, оно должно и требовать).
Неважно свой или чужой?
Такой индифферентный подход к местному производителю проявляется не только с турецкими товарами. Более десяти лет для Армении действовала система таможенных преференций Евросоюза GSP+, но за все это время правительство (и прежнее, и нынешнее) не составило (или по крайней мере, не опубликовало) анализа о том, какой эффект она оказала на экспорт из Армении в Евросоюз.
После вступления в Евразийский союз армянские производители формально получили право участвовать в госзакупках других стран ЕАЭС, на равных с местными производителями. Никто и здесь не проанализировал, помогло ли это местному производству и поставкам. В обоих случаях, по крайней мере по официальной статистике, результаты скромные, но никто даже не хочет разбираться, почему они такие и как их улучшить.
Конечно, в либеральных книгах об экономике на все это есть один ответ: "Неважно, ваш это производитель или чужой, условия для всех должны быть равны". Такой ответ с готовностью и помногу цитировали чиновники страны в самые разные годы. Только вот не добавляли, что правительства стран, где эти книги пишутся и издаются, так не действуют. Примеров десятки, приведем лишь два. Например, поправки к правилам Buy American, которые вводит администрация Джо Байдена. Долгое время товары, которые приобретались на госзакупках в США, должны были минимум на 55% быть произведены в Штатах. Теперь власти страны хотят довести этот процент до 75%. Евросоюз в ответ заявил, что исследует, как американские компании ведут себя на госзакупках за рубежом. Можно вспомнить и о 17-летнем диспуте Вашингтона и Брюсселя в ВТО относительно Boeing-ах и Airbus-ах, который решен только временно.
Хоть что-то хорошее
Желая найти хоть какую-нибудь положительную сторону, мы надеемся, что министерство экономики предложит новые меры по поддержке отечественных производителей (как, собственно, и обещало в заявлении 30 декабря) и обсудит такие меры с бизнесом. При условии, конечно, что и их предложения будут конструктивными.