Композитор Роберт Амирханян считает, что все невзгоды, которые произошли с Арменией в последние годы – не конечная точка. А испытания, которые всегда были частыми в армянской истории, еще более укрепляли народ.
Наводнение 1947-го и украденный обед
Невзгоды помогают сплотиться… Они помогали нам находить тот путь, который будет правильным для всей нации. Это сплоченность, общая идея, которой мы должны следовать.
Помню, мы жили на улице Алавердяна, когда случилось наводнение. Если не ошибаюсь, на дворе был 1947 год. Потоками воды приносило утонувших животных из зоопарка. Наш двор, где проживало около 50-100 семей, встал перед серьезной проблемой. Но, несмотря на конфликты, люди сплотились, построили ворота, вместе соорудили укрепления.
А ведь до этого между соседями постоянно происходили какие-то конфликты. Однажды у нас даже украли обед, который готовился в коридоре на примусе. Выходишь - обеда нет, его унес голодный сосед.
Перед лицом опасности люди сплочены. Я вижу в этом определенную символику. И мы сегодня сплочены больше, чем вчера.
О миссии деятеля искусства в поствоенное время
Истинный деятель искусства выше любой политической ситуации, и не потому, что не является участником этого события. Нет. Просто в его произведениях вы никогда не найдете того негатива, который происходит в мире. Ведь произведения рождаются, когда переживаешь восхищение. А его человек может переживать даже в самых неприглядных ситуациях. Потому что автору есть, что сказать …
Даже в самое неутешительное время, если ты представляешь истинное произведение искусства, будь то стихотворение, картина, чудесный голос певца, - люди собираются вокруг него и забывают о своих невзгодах. Их объединяет идея, скрытая в этом произведении, - вера в жизнь, в созидательную силу…
В 30-е годы, когда народ, переживший землетрясение, резню, голод (маленькие дети умирали от истощения на улице и мать могла даже не знать, где умер ее ребенок), в то же время строил здание Национальной оперы.
О карантине и творческих планах
Когда в марте объявили о коронавирусе, я понял, что вместо того, чтобы жаловаться, мне нужно сесть за инструмент. Заняться делом. Во время Великой депрессии американское правительство давало людям пособия, так сказать, на кусок хлеба. При этом оно ставило условие, чтобы каждый обязательно выходил чистить улицы, ухаживать за парками. Они пережили и победили эту депрессию…
Я закрылся дома и начал рыться во всем том, что накопилось в течение долгого времени. В шутку говорю, что благодарен пандемии, потому что мне удалось очень продуктивно поработать в этот период. Появилось много новых произведений, сочинил песню на основе последнего стихотворения Ваана Теряна. Эта песня еще нигде не прозвучала. Написал стихотворения на итальянском…
Думаю организовать концерт "Армения – центр мировой культуры", в который войдут мои новые произведения.
Восточные мотивы
С глубокой болью я наблюдаю, как в нашу музыку проникают недопустимые элементы. Почему в ночь на 1 января на ТВ мой народ поет песни, в которых нет национальных мотивов? У нас есть своя собственная музыка, но мы оставили это в стороне и часто заимствуем мелодии у других. И в нашу популярную музыку с легкостью проникают "декоративные явления" ресторанного жанра. Но ведь истинное искусство – не в ресторане…
Восточные мотивы – очень серьезная проблема. Необходимо восстановить концепт национальной музыки. В условиях глобализации армянскому наследию необходимо уделить более пристальное внимание, чтобы не потерять свое истинное лицо. К тому же, нашего собственного хватает для того, чтобы не заимствовать чужое. А национальная идеология должна быть обязывающей…
Сегодня растет такое поколение, с таким творческим потенциалом. Я иногда думаю, чем сложнее жизнь, тем больше талантов рождается на нашей земле. И их нужно направить в правильное русло.
О композиторской школе в Армении
К сожалению, нельзя сказать, что она в надежных руках. Из-за отсутствия условий… Даже в 30-40-е годы, когда был голод, Вторая мировая, Рихтер давал концерты, и люди приходили его послушать.
В СССР культуру выдвинули на первый план, чтобы показать миру, что это прогрессивная страна. И вскоре композиторская и литературная школы, кино и остальные ветви искусства начали переживать настоящий расцвет. И ведь никаких денег не было, только идея защищать и пропагандировать.
А в чем сегодня наша проблема – усилить министерство культуры. Почему у нас может быть министерство территориального управления и т.д, а Минкульта нет. Что значит оставить все на самотек? Вот это я не принимаю. Мы должны понимать, что для всех нас это имеет историческое значение.
Если Минкульт будет восстановлен, тогда и Союз композиторов, и все культурные союзы будут чувствовать себя защищенными, а сегодня они на грани гибели. То, благодаря чему десятки лет назад рождались симфонические произведения, оперы, оперетты… сегодня оставлено на произвол судьбы.
О том, как создать страну мечты
Ничего не сваливать на других и все делать самим. Нечего ждать от других чего-либо. Важные дела своей жизни ты выполняешь сам. Но не каждый из нас – лидер…
Есть симфонический оркестр и есть дирижер. Я считаю, что не может быть плохого симфонического оркестра, ведь это люди, выучившиеся в консерваториях, они не могут плохо играть. Значит, весь вопрос в лидере. Именно он должен обозначить проблему. Точно так же и в политике.