Почему Пашиняну нужны "свои" в Совете по конституционным реформам

Совет по конституционным реформам укомплектован, процесс, что называется, поставлен на рельсы. Что думают специалисты по поводу конституционных изменений, а также состава Совета?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Тема реформирования Конституции находится в активной повестке властей Армении с 2021 года. Премьер-министр Никол Пашинян анонсировал переход к полупрезидентской форме правления на митинге 1 марта 2021 года, хотя еще в 2020-м он называл эту форму правления самой "безответственной и провальной". Спустя пару месяцев, в декабре 2021 года, армянский премьер вновь передумал, заявив, что события последних месяцев доказали эффективность действующей модели и возврат к полупрезидентской или президентской системе правления он не считает правильным.
И вот 12 января стал известен состав Совета, который и будет участвовать в разработке предложений и выборе тех 5 человек, которые собственно и будут писать "новую" Конституцию. По регламенту, возглавит Совет министр юстиции Карен Андреасян.
В Совет вошли далеко не случайные люди. Эксперты отмечают, что это максимально лояльные к премьер-министру Николу Пашиняну НПО (среди них есть финансируемые Фондом Сороса организации - ред.) и политики.

Что думают специалисты?

В беседе со Sputnik Армения бывший руководитель аппарата Конституционного суда Армении Эдгар Казарян сказал, что Совет укомплектован людьми, которые лично связаны с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, будут ему содействовать во всех его инициативах и помогут внести те конституционные изменения, которые нужны властям.
В этом контексте Казарян указал на тесные отношения члена совета, учредителя объединения "Европа права" Тиграна Егоряна с судьей Конституционного суда Ваге Григоряном. Что же касается представителей внепарламентских сил Эдмона Марукяна и лидера партии "Республика", то и они так или иначе взаимодействовали с премьером (в свое время они составляли блок с Николом Пашиняном).
Политолог Сурен Суренянц считает Совет формальной структурой. "Сюда вошли те, кто даже в случае разночтений по ряду вопросов, не помешают своей деятельностью или решениями намерению премьер-министра Армении Никола Пашиняна", - сказал Суренянц в интервью Sputnik Армения.

Изменения нужны сейчас не обществу, а Пашиняну и его команде

В целом Суренянц считает любые изменения Конституции преждевременными, так как в настоящее время общество слишком поляризовано и расколото. Но действующие власти пытаются подстроить под себя конституционные реформы.
Сам Пашинян несколько раз менял мнение по этому вопросу. Как только его власть оказалась в опасности, премьер заявил о необходимости конституционных изменений и перехода к полупрезидентской форме правления. После убедительной победы на выборах премьер вновь передумал. Суренянц не исключает, что это не окончательное решение Пашиняна и он может вновь передумать ради сохранения власти. Все зависит от внутри- и внешнеполитической обстановки.

"Если премьер почувствует, что ключ его долгосрочного правления лежит в парламентской форме правления, то люди, которые войдут в Совет, сделают все, чтобы убедить комиссию, что это и есть самая правильная и нужная стране форма правления", - сказал Суренянц.

По его мнению, Пашинян фактически повторяет путь своего предшественника - Сержа Саргсяна, но "перекройка Конституции под действующую власть" в прошлый раз закончилась плохо для руководства.
"Армении нужна Конституция, принятая на основании широкого политического и общественного консенсуса. Только в этом случае каждая власть не будет подстраивать ее под себя", - сказал он.
Нужны не реформы, а новый документ – эксперт о поправках к Конституции Армении
Между тем заведующий кафедрой конституционного права Ереванского госуниверситета (ЕГУ) Вардан Айвазян убежден, что нынешняя Конституция не соответствует имеющимся вызовам, поэтому необходимо решить вопрос уже сейчас.
По его словам, основная цель преобразований заключается в том, чтобы указать четкие функции и конкретные полномочия каждого госоргана (чтобы не повторять коллизию с Генштабом ВС и президентской администрацией - ред.). Помимо этого, должны действовать механизмы сдержек и противовесов.

Сколько раз менялась Конституция?

Основной закон страны был принят на референдуме 5 июля 1995 года. Впервые изменения в Основной закон были внесены в 2005 году при втором президенте Роберте Кочаряне. Они касались разделения властей и системы госуправления. В результате поправок были наложены ограничения на полномочия президента, усилена роль Национального Собрания.
Ровно через 10 лет по итогам референдума был принят фактически новый документ, который в корне изменил систему правления. Руководителем государства стал премьер-министр, а полномочия президента были значительно урезаны. Новая Конституция вступила в силу в апреле 2018 года. Однако третьему президенту Сержу Саргсяну так и не удалось остаться во власти и руководить страной. В результате протестного движения он ушел в отставку 23 апреля 2018 года.
В 2020 году премьер Армении Никол Пашинян инициировал новые изменения в Конституции. Их целью было - избавление от "неугодного" председателя Конституционного суда Грайра Товмасяна. Впервые конституционные изменения в стране были приняты не на референдуме (он был отменен из-за эпидемии COVID-19 и режима ЧП), а голосованием в парламенте. В соответствии с поправками полномочия тех судей КС, которые работали в этой должности 12 лет и больше, прекратились, а Товмасян был отстранен от должности главы КС и остался обычным судьей.
В феврале 2020 года была создана профессиональная комиссия по конституционным реформам. Однако позже она была официально распущена и создан Совет. В январе 2021 года состав Совета был окончательно утвержден.
Как меняли Конcтитуцию. Подробнее читайте здесь>>