"Бездарный провал": эксперты об отмене запрета на ввоз турецких товаров в Армению

Власти Армении не только не следили за исполнением запрета, но и никоим образом не попытались помочь местным производителям – первые 6 месяцев действия запрета продавались турецкие товары со складов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 19 янв – Sputnik. Армянские власти бездарно провалили контроль за запретом на ввоз турецких товаров и так же позорно его отменили, сказал в пресс-центре Sputnik Армения основатель экспертного сообщества Export Armenia Эмиль Степанян.
Соучредитель ассоциации армянских экспортеров "Экспорт Армения" Эмиль Степанян на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik (19 января 2022). Еревaн
По его словам, весь процесс введения ограничений на ввоз турецких товаров, течение и завершение можно оценивать как неудачный.
"Само решение было правильным, хотя и говорят, что оно было принято по политическим причинам. Но мы считали, что и по экономическим причинам это правильно", - сказал Степанян.
Но правительство не было последовательным в контроле над запретом, стимулировании местного производства. Власти ограничились формальными рекомендациями о том, откуда можно импортировать те или иные товары, что недостаточно - нужна была большая тесная работа с местными производителями, чтобы их товары появились на прилавках.
Эмиль Степанян на пресс-конференции
По словам Степаняна, импортеры в течение 2 месяцев, которые были даны до вступления ограничений в силу, заполнили свои склады турецкими товарами на ближайшие 6 месяцев. И у них на это было право.
Ничего личного, просто цифры: как на экономике Армении сказался запрет на турецкие товары
"Таким образом, в первые полгода запрета продавались заранее заготовленные турецкие товары, а также товары, ввезенные незаконным путем. То есть, для армянских производителей свободной ниши на рынке в этой период не открывалось", - сказал Степанян.
Лишь в последние месяцы некоторые местные производители смогли пробиться на прилавки. Но после возвращения турецких товаров, они вытеснят армянские. В Турции есть господдержка, инновационные подходы и автоматизация производства, что делает их товары намного конкурентнее. При этом, по его словам, нужно не запрещать ввоз из Турции, а делать невыгодным. Но сама отмена запрета была "бездарной и позорной", весь этот процесс был большим провалом.
"Как можно 15 декабря говорить о 3-5-летнем запрете, а через 2 недели отменить? Армянские производители брали кредиты, планировали производство. Нужно быть осторожными, это месседжи бизнесу", - отметил Степанян.
По его словам, парламент, Минэкономики и Центробанк в своих заявлениях не могут позволять себе противоречить друг другу. Более того, все данные по оценке запрета на ввоз турецких товаров, которые представлялись со стороны властей, были лишь гипотезами, никаких анализов не проводилось.
Соучредитель ассоциации армянских экспортеров "Экспорт Армения" Анна Беклярова сравнила процесс со строительством дома без чертежа. Она привела в пример Россию, где есть государственный Российский экспортный центр, занимающийся продвижением местных товаров.
Соучредитель ассоциации армянских экспортеров "Экспорт Армения" Анна Беклярова
"Центр проводит мероприятия, поддерживая средних и начинающих производителей, чтобы они могли выходить на экспорт", - сказала Беклярова, отметив, что такого института в Армении нет.
Анна Беклярова на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik
В Армении производители делают все своими силами. Они, конечно же, ждут помощи государства, но нужно работать системно.
"Проблемы не только в отсутствии, например, автоматизации (что резко снижает себестоимость). Практически у 99% производителей проблемы с кадрами. Производители не могут позволить себе хорошего маркетолога, брендинг за 60 тысяч долларов и прочее. Нужно разрабатывать механизмы, как помочь им с кадрами, нужно обучать людей", - отметила Беклярова.
То есть экспортер не знает, куда он может обратиться. Нет такого органа. По словам Степаняна, есть управление внешней торговли, но там этим не занимаются.
Касаясь вопроса продажи армянских товаров на прилавках супермаркетов, Эмиль Степанян отметил, что у небольших производителей нет шансов против известных брендов. Супермаркеты получают за рекламу товаров на прилавках большие деньги, у армянского МСБ таких возможностей нет. Небольшой процент в магазинах занимают лишь скоропортящиеся товары, например, молочная продукция.
Эмиль Степанян и Анна Беклярова
Без господдержки и системной работы ситуация не изменится, армянскому МСБ не пробиться не только на внешние, но и на местный рынок.