Кому нужна война прокуратуры со следствием в Армении?

Конфликт двух ключевых правоохранительных структур - прокуратуры и следственного органа - перешел в публичное поле. Эксперты считают, что это может окончательно подорвать доверие общества к системе правосудия в Армении.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 21 янв — Sputnik. Между Генпрокуратурой Армении и Антикоррупционным комитетом, созданным на базе Специальной следственной службы, развернулась настоящая "холодная война".
Причиной стали некоторые резонансные дела против бывших высокопоставленных чиновников. Антикоррупционный комитет расследует дела, затем передает в прокуратуру, чтобы последняя утвердила обвинительное заключение и передала его в суд. Однако дважды за последние несколько дней прокуратура вернула дела обратно.
Речь идет об уголовных делах против бывшего начальника полиции Владимира Гаспаряна и экс-министра охраны природы Арама Арутюняна. Следствие инкриминирует им самые разные преступления: легализация незаконного имущества, отмывание денег, получение крупных взяток и т.д. Арутюнян заочно арестован и объявлен в розыск, а мерой пресечения Гаспаряну избрана подписка о невыезде. В обоих случаях Антикоррупционный комитет считает действия надзорного ведомства необоснованными.
Генпрокуратура вернула дело экс-министра охраны природы в Антикоррупционный комитет
Правозащитница Нина Карапетянц считает, что конфликт между двумя органами имеет весьма глубокие корни, иначе он бы не выплеснулся в публичную плоскость. Если стороны уже начали открыто "выяснять отношения", то все очень серьезно. В интервью Sputnik Армения Карапетянц затруднилась сказать, кто именно виноват в этом конфликте. Конечно, предварительное следствие - процесс закрытый, оно требует режима конфиденциальности, и у широких масс попросту нет доступа к деталям этого процесса. Но в то же время для Карапетянц непонятно поведение Генпрокуратуры. Дело в том, что в течение всего предварительного следствия осуществляется прокурорский контроль над ним.
"Если для прокурора все было приемлемо в течение предварительного следствия, то непонятно, что случилось в последний момент, почему прокуратура решила вернуть дело обратно. В любом случае стороны должны выступить с публичными разъяснениями. Общество и так крайне недоверчиво к правоохранительной системе и государственным институтам в целом, а эти события еще больше усугубят это недоверие", - говорит Карапетянц.
По ее словам, речь идет о весьма значимых уголовных делах, и такая публичная "грызня" двух госорганов ни к чему хорошему не приведет. Именно поэтому нужно прояснить ситуацию. Карапетянц не исключает и некоторую конспирологическую версию, согласно которой эти публичные разборки – согласованный процесс с целью замять упомянутые уголовные дела.
Обвинили и забыли - эксперт о борьбе с коррупцией в Армении
Как отмечает Карапетянц, проблема еще и в том, что как в Генпрокуратуре, так и в Антикоррупционном комитете служат люди, занимавшие ключевые посты и при прежних властях. Это к слову о том, кто в данном случае: прокуратура или следственный орган, занимаются саботажем в пользу "бывших", коих так часто любит вспоминать нынешняя власть. Со слов эксперта, ни в Генпрокуратуре, ни в Антикоррупционном комитете не было ни веттинга, ни люстрации. И в этих условиях им поручают расследовать громкие коррупционные и иные дела. Очевидно, что решать подобные задачи они не в состоянии.
"Я не исключаю, что у рядовых следователей или прокуроров есть вполне справедливое стремление добиться торжества правосудия, довести дело до конца. Но я не знаю, насколько их руководители, "верхи" поддерживают это стремление. В этом смысле мы имеем также проблему защищенности этих следователей, они подвержены давлению не только со стороны политического руководства или своих начальников, но и бывших властей Армении", - считает она.
В конечном счете фигуранты громких дел – это состоятельные люди, со связями, с определенным "авторитетом" и влиянием, так что вполне допустимы случаи давления на правоохранителей.