Пока сотни тысяч наших соотечественников хотят уехать и покидают историческую родину, происходит и обратный процесс. Он, конечно, не такой массовый, но находятся единицы, которые добившись успехов за границей, возвращаются в Армению и стараются своим опытом, средствами и связями помочь развитию страны. Очевидно, что у них совершенно другое сознание. Не будем использовать термин Льва Гумилёва о пассионариях, на мой взгляд, такой же бессмысленный, как и его представления о будущем с точностью до наоборот.
Поскольку у нас пока нет не только науки о сознании, но даже четких критериев определения самого сознания, его размеров, типов и качеств, приходится обходиться примитивными понятиями советских времен, определяя качество по принципу сознательный – несознательный. Можно сказать, что у таких редких личностей, как репатрианты, несомненно развиты воля и этические принципы. Воля, чтобы идти одному против течения, и этика, чтобы ставить интересы общества выше своих собственных, что приводит к готовности все время жертвовать личным ради общего. Однако, как всем очевидно, такие принципы для большинства пока не доступны, причем не только у нас, но и во всем мире. Там испокон веков принято делить людей на эгоистов и альтруистов.
В советские времена наш замечательный поэт Паруйр Севак написал стихотворение "Есть разные люди" (арм. "Մարդ էլ կա, մարդ էլ"), где противопоставлял именно эти два типа людей. Все, кто его читали, наверняка помнят слова:
"Кто-то взобрался на спину мира,
Кто-то же тащит мир на спине…"
Видимо, он не задумывался о том, что можно сделать, и как помочь развиться тем, которых он так талантливо и метко укорял. Сегодня об этом думают еще меньше. Зато хватает рассуждений типа: "генетический код определенной части армянского народа" то ли изменился, то ли это какие-то не очень правильные армяне, которые генетически может вовсе и не армяне. Странно слышать такое от людей, которые не имеют никакого отношения ни к генетике, ни особенно к палеогенетике. И этим устаревшим, аж со времен Гитлера, расистским выражением хотят сказать, что какие-то серьезные, возможно даже необратимые изменения происходят с населением.
Выражение конечно смешное, так как имеется в виду менталитет, а он складывается веками и не возникает вдруг, откуда ни возьмись, и для его улучшения надо работать долго, в течение поколений, иначе никаких результатов не будет. Так же любят рассуждать в соседних странах, страдающих армянофобией, где чуть кто не согласен с властью, тут же предполагают, что надо проверить гены и найти по ним армянских предков. В прошлом году Первый канал Армении показал телесериал "Анатолийская история" (режиссер: Грач Кешишян) по книге Марка Арена (Карена Маркаряна), где главную роль исполнил замечательный актер Серж Аветикян.
История рассказывает о судьбе влиятельного турецкого националиста Мустафы Гази, одного из основателей экстремистской организации "Бозкурт", который уже в глубокой старости, на 85 году жизни узнает, что его родители на самом деле были армянами, хотя ему с детства лгали, что их убили армяне. Конечно, это огромная трагедия для человека. Но этот пример прекрасно показывает, что решающим в мышлении и поведении являются вовсе не гены, а воспитание.
А на гены часто сваливают то, в чем не хотят и не умеют разбираться. Зато проще подозревать пресловутые "турецкие гены", хотя, как уже давно известно, среди тех же турок миллионы людей являются носителями генов армян и других христианских народов, обитавших там за тысячи лет до прихода турок.
Так что те, кто возвращаются, чтобы помочь стране в трудные для нее годы, и те, кто, видя трудности жизни дома, хотят искать счастья вдалеке, вполне могут иметь очень похожие или даже абсолютно одинаковые гены. Но первых от вторых отличает не формальный патриотизм, который при желании можно найти у всех, а способность брать на себя большую ответственность за все, что выходит за рамки обычной личности.
Эти люди живут по принципу, высказанному еще в середине прошлого века Джоном Кеннеди: "Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны", что является четкой и емкой формулой истинного патриотизма. Однако если об этом напомнить тем, кто мечтает найти обеспеченную жизнь вдали от родных мест, и привести им пример немногочисленных вернувшихся, они ответят, что им самим также необходимо сначала уехать, чтобы добиться чего-то в жизни, и только потом они смогут тоже вернуться и что-то сделать для страны. И, по их мнению, они абсолютно правы.
В сети можно встретить обсуждения о том, чего бы добились самые знаменитые в мире армяне, если бы не уехали еще в молодости. Смог бы стать Шарль Азнавур таким же великим певцом или Арам Хачатурян таким же великим композитором, или Артем Микоян великим авиаконструктором, если бы они жили в Ереване? Ответ многим кажется очевидным, но и тут есть исключения. Один из крупнейших художников 20 века Мартирос Сарьян большую часть своей жизни прожил именно в Ереване, вернувшись в 1921 году по приглашению тогдашнего председателя Совета народных комиссаров Армении Александра Мясникяна. Сегодня у нас нет ни творцов, ни ученых, ни конструкторов такого масштаба, которые были в прошлом столетии. И это парадокс: армяне, являясь народом, способным порождать таких великих деятелей, в своем национальном государстве не имеют ни одного, сравнимого с этими примерами.
Можно долго рассуждать, почему это так, говорить, что виновато время, государство, общество и т.д. но все это, скорее всего, ничего не даст. Потому что тут главный вопрос не почему, а как. Как это можно исправить, то есть, как изменить… будущее? То есть, как помочь обычным стать "настоящими"? В культуре человечества есть пусть небольшие, но определенные наработки на эту тему. О них стоит рассказать отдельно и более подробно в следующих публикациях.