Роль "британской королевы" была предопределена изначально
Любая попытка нащупать хоть какие-то скрытые мотивы отставки президента Армении Армена Саркисяна рискует оказаться откровенной конспирологией. Да хотя бы потому, что объяснения, которыми сам Армен Варданович обосновывает свой неожиданный шаг, вполне логичны и вменяемы.
Отсутствие хоть каких-либо мало-мальски эффективных политических или законодательных инструментов в руках президента изначально обрекало его на роль "британской королевы". А он с этим, оказывается, был не согласен.
Если бы в стране все шло хотя бы ни шатко, ни валко, тогда с подобной ролью можно было бы и смириться. Ограничиться и удовлетвориться теми полномочиями, которые определены действующей Конституцией. Сконцентрироваться на представительских функциях, позволяющих хотя бы представлять на международной арене страну в выгодном свете.
Подобная представительская функция в определенных ситуациях может оказаться весьма полезной для страны со слабой экономикой, коей, в принципе, и является нынешняя Армения. Тогда можно было бы сконцентрироваться хотя бы на привлечении каких - то серьезных зарубежных крупных инвестиций. Этим, собственно, и занимался в последнее время Саркисян.
Недавний визит армянского президента в Объединенные Арабские Эмираты, откуда он планировал приехать с проектом сотрудничества с крупной инвестиционной компании "Мубадала" - тому свидетельство. Речь шла о том, что компания "Масдар" (филиал "Мубадала") собиралась реализовать инвестиционный пакет в сфере возобновляемой энергетики - строительство 2 фотовольтовых станций общей мощностью в 400 мегаватт.
Еще один проект в сфере возобновляемой энергетики предполагал, что тот же партнер инвестирует солидные средства в строительство еще одной электростанции (на сей раз - ветроэнергетика) мощностью в 500 мегаватт. Согласитесь, для Армении, не имеющей собственных энергоносителей, подобные проекты могут оказаться весьма и весьма ценным приобретением.
Мягкая "парламентская" форма правления - разве что для Европы
И подобная деятельность президента, во всех остальных сферах ограниченная действующей Конституцией, могла бы оказаться вполне приемлемой с точки зрения эффективности. Была бы весьма полезной для страны, у которой необходимо развивать экономику. Добиваться серьезных финансовых вливаний и инвестиций в разные отрасли (и в энергетику в том числе). Однако, к сожалению, нынешняя Армения - отнюдь не тот случай.
Стоит помнить, что Армении находится на геополитическом перекрестке интересов, претензий и амбиций целого ряда сверхдержав и крупных региональных стран. А это изначально предполагало, что парламентская форма правления - отнюдь не тот вариант государственного устройства, который стране нужен в подобной ситуации. В ситуации, когда тут, на небольшом пятачке региона, именуемого Южным Кавказом, схлестнулись Россия и США, Евросоюз и Китай, Иран и Турция.
В подобной ситуации для страны, которой необходимо защищать от агрессивных соседей не только себя, отстаивать интересы (в том числе и геополитические) еще и Карабаха (Арцаха), ну никак нельзя было переходить на "мягкую", парламентскую форму правления. Она подходит, разве что, странам с "мягким геополитическим климатом", европейским, например.
И в этом плане изменение армянской Конституции было серьезной ошибкой, о чем, наверное, уже успел пожалеть экс-президент Армении Серж Саргсян, который менял основной закон "под себя", но сохранить власть это ему не помогло. Исходя из каких это "таких" соображений тогда, когда уже надвигалась серьезная геополитическая буря (и речь не только и не столько даже о Карабахе), было принято решение принимать новую Конституцию, сейчас остается лишь гадать. Однако непосредственно Армену Саркисяну такое решение в итоге обернулось серьезными потерями, как минимум "имиджевого" плана.
Не осталось никакого инструментария, при помощи которого президент Армении мог бы влиять на внешнюю или на внутреннюю политику, которую проводят правительство и парламент. И в этом плане подающему в отставку президенту изначально было, как говорится, не позавидовать.
Армен Саркисян со своей отставкой сильно опоздал
Понятно, что сейчас для Армении основная задача - выжить в условиях серьезных пертурбаций на региональной политической арене, на пороге которых она оказалась именно из-за слабой (парламентской) формы правления. Понятно также, что не хочется человеку брать даже моральной ответственности в ситуации, когда ничего не решает сам и даже при очень большом желании повлиять на процессы не может.
Но в любом случае он не мог не понимать, что в сложившейся достаточно сложной внутриполитической ситуации, когда никак не нащупываются точки соприкосновения между руководством страны и оппозицией, любое резкое движение может обернуться еще большей внутренней дестабилизацией в стране.
А ведь неожиданная отставка президента в нынешних условиях может стать именно таким поводом для дестабилизации. Саркисян этого не мог не знать, не понимать, однако все-таки на это пошел.
Но в любом случае он не мог не понимать, что в сложившейся достаточно сложной внутриполитической ситуации, когда никак не нащупываются точки соприкосновения между руководством страны и оппозицией, любое резкое движение может обернуться еще большей внутренней дестабилизацией в стране.
А ведь неожиданная отставка президента в нынешних условиях может стать именно таким поводом для дестабилизации. Саркисян этого не мог не знать, не понимать, однако все-таки на это пошел.
Есть такое понятие - "коней на переправе не меняют". Понятно, что человек, занимающий пост президента страны с парламентской конституцией, отнюдь не является в этой самой запряжке "коренной" - то есть центральной, главной тяговой силой. Но как минимум функцию одной из "пристяжных" - которые бегут по бокам - президент страны даже с парламентской формой правления, должен выполнять.
И в этом плане следует понимать, что со своей отставкой Армен Саркисян сильно опоздал. Все основное - и "бархатная революция", и война в Карабахе, выборы откровенно недееспособного парламента - случилось именно в его бытность на посту президента Республики Армения.