ОСАГО в Армении подорожает: в чем плюсы и минусы новых тарифов?
Страховщики решили изменить систему тарифов для водителей, объясняя это стремлением улучшить сферу ОСАГО в целом.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЕРЕВАН, 27 янв — Sputnik. Бюро автостраховщиков
Армении приняло решение пересмотреть стоимость ОСАГО, в результате чего будут повышены базовые тарифы, а также внесены изменения в систему расчета стоимости страхования.
Как говорится в заявлении бюро, изменения продиктованы целям рядом обстоятельств, таких, как рост числа аварий и увеличение объемов компенсации, увеличение суммы максимальной компенсации, стремление повысить качество услуг. На решение повлияло и увеличение стоимости ремонта автомобилей, подорожание запчастей и т.д.
Отмечается также, что бонусы, выдаваемые клиентам с положительной историей, за эти годы превысили малусные суммы, изымаемые у водителей с отрицательной историей. Это привело к нарушению баланса в системе бонус-малус. Бонус-малус – это система скидок, которая позволяет рассчитывать стоимость полиса ОСАГО с учетом страховой истории страхователя (клиента). При отсутствии страховых случаев предоставляется скидка, а при их наличии стоимость полиса повышается.
В сообщении говорится, что за это время, т.е. начиная с 2010 года, когда в стране, собственно, и было внедрено ОСАГО, влияние этих обстоятельств на ценообразование в основном компенсировалось внутренними реформами в системе и за счет технологического улучшения. Но есть и обратная сторона ситуации, при которой постоянное удерживание цен привело к ухудшению качества работы системы, страховщики стали ниже оценивать стоимость ущерба, выплачивать компенсации с задержками и т.д. Теперь отмечается, что исправление ситуации требует пересмотра тарифов.
Согласно сообщению бюро, актуарные расчеты показывают, что для обеспечения стабильной работы системы базовый страховой тариф должен вырасти на 3 тысячи драмов (чуть больше 6 долларов), тем самым он составит 21,7 тысячи драмов (около 44 долларов), а коэффициенты рисков – уточнены и сбалансированы бонусные и малусные выплаты.
Как известно, при расчете конечной стоимости страхования автомобиля, базовая сумма умножается на набор коэффициентов. Это возраст водителя, его стаж, мощность двигателя авто, срок использования, срок страховки, наличие (или отсутствие) грубых нарушений при оформлении предыдущих полисов ОСАГО, а также территориальный коэффициент и упомянутый коэффициент бонус-малус. Для сравнения – сейчас страхование автомобиля 2012 года (почти средний возраст машин в Армении) с объемом двигателя в 2 литра мощностью в 150 лошадиных сил обходится водителю с 5-летним стажем (при отсутствии аварий) в 40-42 тысяч драмов (80-84 долларов).
В то же время, понимая, что повышение базового тарифа вкупе с остальными коэффициентами риска может иметь крайне неблагоприятные последствия для определенной части автомобилистов, бюро решило изменить принцип расчета тарифов. Вместо "групповых" тарифов теперь будет внедрена система индивидуальных тарифов. Согласно действующим правилам, водители такси или владельцы автомобилей с более мощными двигателями платят на порядок больше, так как априори находятся в группе риска, поведение каждого водителя, "чистая" страховая история в данном случае не учитываются. Теперь эту несправедливость решено устранить и установить индивидуальную систему ценообразования.
Как отмечалось выше, базовый тариф вместо нынешних 18,7 тысячи драмов будет повышен до 21,7 тысячи. Но этот тариф действует при наличии страховой истории у клиента. В случае отсутствия в прошлые годы страхового договора, будет действовать единый тариф в 41 тысячу драмов (82 доллара), естественно, плюс сумма, вычитываемая при учете коэффициентов рисков. В конечном счете для основной части клиентов в Армении итоговое подорожание составит 1500-3000 драмов, для водителей, находящихся в зоне среднего и высокого риска, тариф вырастет больше.
Бюро решило пересмотреть также методологию применения системы бонус-малус. В основе определения количества малусов раньше лежало количество ДТП, происходивших по вине водителя, теперь к количеству прибавляется и размер компенсации. Раньше за каждую аварию клиент, по чьей вине она происходила, получал 4 малусных класса, где каждый класс – это 3% надбавки к стоимости страхования. Иными словами, водитель Х ежегодно платит 40 тысяч за страхование, в течение года по его вине произошла авария, страховая компания возместила водителю Y, то в следующем году первый водитель вынужден был платить 44,8 драмов.
Теперь система вычета изменится, и баланс бонуса-малуса будет зависеть от размера компенсации. За ДТП с выплатой компенсации до 100 тысяч драмов клиент получит не 4, а три малусных класса, т.е. страхование для него подорожает на 9%. При компенсации в пределах 100-200 тысяч драмов клиент получает 4 малусных класса. В итоге добросовестные водители продолжат получать свои бонусы, а это 3% ежегодной скидки от стоимости ОСАГО. Злостные же нарушители будут вынуждены платить за страховку больше.
Председатель общественной организации "Друг водителя" Тигран Кеян считает изменения назревшими. Он убежден, что они положительно отразятся на сфере автострахования. В интервью
Sputnik Армения Кеян отметил, что для водителей, находящихся в зоне меньшего риска, повышение тарифа будет неощутимым, более того автомобилисты со стажем, не имевшие в своем "послужном списке" ДТП, получат серьезные скидки за счет системы бонусного начисления.
"В последние годы суммарные компенсации водителям очень сильно возросли, а сфера страхования не сулит какой-то серьезной прибыли. Более того, могу сказать, что подчас страховые компании работали с убытками, вдобавок к этому граждане постоянно жаловались на низкие компенсации, за задержки. Именно поэтому, мне кажется, что пересмотр тарифов улучшит систему", - говорит Кеян.
Для эксперта важно, что впредь при заключении договоров об ОСАГО начнет реально действовать выборочный подход, для таксистов будут действовать одни тарифы, для обычных водителей – другие. Таксисты и раньше платили больше, но система распознавания практически не действовала, в итоге все подпадали под одну категорию, несмотря на то, что риск аварий с участием такси, особенно в Армении, крайне высок.
Отметим, что изменения вступают в силу с 7 февраля 2022 года по части пересмотра тарифов, по части расчета бонус-малус – с 1 марта 2022 года.